missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Никита Алексеев. Стойкий солдат


Разбудите среди ночи россиянина с интеллектуальными амбициями, спросите его про современную французскую философию. Он начнет сыпать именами: Лакан — Делез — Фуко — Деррида — Бодрийяр — Гваттари. Поль Вирилио в этот джентльменский набор обычно не входит. У нас он известен меньше, чем вышеперечисленные, и очень жаль. Так что можно порадоваться изданию по-русски двух его работ, вышедших во Франции в 1998 и 1999 году

Среди своих коллег Вирилио стоит особняком. Психоанализ его интересует мало. В отличие от большинства европейских и американских мыслителей второй половины ХХ столетия, он никогда не находился под сильным влиянием марксистской философии — следовательно, у него и не было нужды с болью изживать ее. Вирилио, как почти все западные гуманитарии, придерживается левых либеральных взглядов и весьма критически относится к американскому влиянию на культурную и политическую ситуацию в мире. Но его антиамериканизм имеет особенную природу: Вирилио, что весьма необычно для современного французского философа, верующий католик. Он еще в начале 70-х начал исследовать области, тогда не привлекавшие внимание его коллег — коммуникационные и информационные технологии и развитие вооружений. Об Интернете, глобальной информатизации и кибервойнах тогда еще почти никто не думал, и Вирилио оказался первопроходцем. Многие его прогнозы осуществились с удивительной точностью. А оптимизмом он никогда не отличался. Основная категория в размышлениях Вирилио — скорость. По его мнению, постоянное и ошеломительное ускорение коммуникаций привело к тому, что наука вообще и философия в частности утратили собственные гносеологические и этические основания, превратившись в нечто вроде «экстремального спорта». Он пишет: «Экстремальная наука» способна вызвать непредсказуемые последствия исчезновения науки как таковой. Трагедия познания, сделавшегося вдруг информационным, состоит в том, что технонаука, становясь массовой технокультурой, уже не ускоряет Историю, а порождает лишенное всякого правдоподобия, головокружительное ускорение реальности. Если несколько столетий назад, во времена Коперника и Галилея, научное исследование было наукой установления относительной истины, то сейчас технонаучное исследование превращается в науку устранения этой самой истины, а на смену энциклопедическому знанию приходит знание информационное, отрицающее всякую объективную реальность». Диагноз печальный, особенно потому, что такое информационное знание оказывается весьма опасным: им легко манипулировать в политических и военных целях. Вирилио продолжает: «Хотите вы того или нет, но война миров уже давно объявлена, и в этой войне быстрее, чем в какой-либо другой, погибает истина». Пессимистично? Да. Но Вирилио, будучи стойким солдатом истины, стремится вовремя оповестить об опасности.

Иностранец. — № 31 от 27.08.2002
http://www.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11860&chapter=52


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев