missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Маяцкий Михаил "Во-вторых. Ультиматумы с оговорками конца прошлого века"

…Глубокое удовольствие от книги Михаила Маяцкого, которая причудливо называ­ется «Во-вторых» (М., Праг­матика культуры, 2002), свя­зано как раз с тем, что это ав­тор не благостный и не смут­ный, а, напротив, ироничный и раздраженный и смутнос­тью, и благостью, то есть глу­боко современный. Наскаки­вает он на всех, даже на Алек­сея Лосева, который в резуль­тате его глубоко продуманного и аргументированного анали­за несколько неожиданно ока­зывается «абсолютным фалло­сом». Но, пожалуй, самое впе­чатляющее (хотя и самое об­зорно-поверхностное) эссе в его книге посвящено филосо­фии Африки. Лучше разобрать­ся со всеми комплексами рус­ской философии, русского ре­лигиозного Ренессанса и вооб­ще великой благостной мыс­лью о России было невозмож­но. Когда философ племени банту начинает говорить, что банту — это какая-то страшная ошибка человечества, что у них нет ни истории, ни фило­софии, что банту рождены для того, чтобы дать миру какой-то страшный урок того, как не должно быть, то есть прямо цитирует философические письма Чаадаева, естественно, не подозревая об этом, то это как-то завораживает. Равно как и тезис о том, что филосо­фия банту есть и должна быть философией о банту, филосо­фией понимания миссии бан­ту и даже шире — миссии нег­ра вообще. Читай: русская фи­лософия есть философия о Рос­сии и о великой миссии Рос­сии, и шире — славян вообще. Это прелестно. Негры и Прос­вещение, негры и Европа, нег­ры и великая античная тради­ция. Русской мысли всегда не хватало зеркала, чтобы в него поглядеться; оказалось, что лучшие для этих целей зеркала делают мыслители Африки.

(Коммерсантъ. — № 7. — 18 января 2003.)


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев