missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

П. Бурдье "О телевидении и журналистике"

12.10.2002
Ольга КАБАНОВА. «О телевидении и журналистике» горькая правда
Вышла психотерапевтически полезная книга

Фонд научных исследований «Прагматика культуры» и Институт экспериментальной социологии выпустили книгу Пьера Бурдье «О телевидении и журналистике». В ней собраны лекции о механизмах функционирования масс-медиа, прочитанные французским социологом семь лет назад не только в научной аудитории, но и на главном объекте критического анализа — телевидении.

«Не стоит надеяться — впрочем, оно и к лучшему — на популярность у телевизионщиков, если пытаешься рассказать правду о телевидении», — сокрушается Бурдье. Но как настоящий ученый, с занудливой подробностью н бесстрашием обреченного описывает процессы, меняющие роль телевидения в обществе, отношения между электронными и печатными СМИ и журналистов с полем их профессиональной деятельности.

Поле журнализма пересекается с полем политики и полем науки и воздействует на них. В том числе и рождает новые репутации — дает авторитет людям, в другом поле — политическом и научном — мало ценимым. Последствия очевидны. Популярными становятся идеи специалиста, которому коллеги отказывают в признании. Или: политик принимает не результативные меры, а те, что получают больший резонанс в СМИ. Но это только одна из частных тем книги.

Бурдье пишет об унификации и банализации журналистики в условиях конкуренции («бешеной, безжалостной, доходящей до абсурда»). Абсурдной потому, что многие победы над коллегами заметны только самим журналистам. Обычный человек не читает сразу несколько газет и не знает, насколько одна перегнала другую в описании подробностей события, о котором пишут все. А зритель, никогда не смотрящий сразу два канала, не ведает, что только на одном из них был качественный звук из зоны военных действий.

Считается, что конкуренция — двигатель прогресса и источник новых решений. Но если сравнить заголовки газет и выпуски теленовостей на разных каналах (а они все больше неотличимы друг от друга), то оказывается, что в СМИ «в отличие от других сфер производства конкуренция вместо порождения оригинального стимулирует единообразие». Поскольку рейтинг обеспечивается по единому рецепту — больше банальностей, развлечений, упрощений, больше информации, не портящей зрителю-читателю настроения. Причем войны, катаклизмы и происшествия — не в счет, они только развлекают потребителя. Зато оригинальные мысли, неожиданные действия и новые идеи могут его раздражать.

Так что телеинформация в качестве новостей предлагает не самое важное, а самое удобное в употреблении. Вместо мышления рыночно ориентированное телевидение предлагает демагогию, вместо споров и дебатов — инсценировку, где побеждает не тот, кто прав, а тот, кто лучше умеет говорить в кадре. «Телевидение, управляемое рейтингом, способствует оказанию рыночного давления на считающегося свободным и просвещенным потребителя».

За телевидением тянутся и газеты, отказывающиеся от аналитического в пользу развлекательного чтения. (Хотя первыми не выдержали конкуренции с телевидением не серьезные газеты, а как раз специализировавшиеся на происшествиях и спорте.) Ведь и газеты существуют «в мире, движимом опасением показаться скучным и необходимостью развлекать во что бы то ни стало».

Но не журналисты, уверен Бурдье, в том виноваты и не ответственные лица — «жертвы рейтингового менталитета», а коммерциализация их профессионального поля деятельности. Он замечает, что многие журналисты страдают от цинизма и поверхностности своей профессии, которую они понимают по-другому, «но их досада и отвращение далеки от настоящего индивидуального и тем более коллективного протеста». Журналисты, как и их издания, остаются «марионетками необходимости».

Теперь хочу объяснить, почему решилась утомить читателя скучным изложением ученой книжки, заведомо упрощая (из-за недостатка места) идеи ее автора. Книга Пьера Бурдье произвела на меня целительное воздействие (а лечение — занятие не веселое), на которое и надеялся ее автор. Осознание механизмов, которые властвуют над тобой, помогают в освобождении от них. Хотя бы внутреннего. Телезрители и читатели газет, раздраженные тем, что им показывают и дают читать, — а таких все больше — должны знать, что происходящие в СМИ нехорошие процессы описываются и анализируются учеными. Значит, есть надежда, будут скорректированы. И вообще, «мы должны бороться против рейтинга во имя демократии».

08.10.2002
Юлия Рахаева. Выход из мухоловки
Вадим Руднев. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни.
М.: Фонд «Прагматика культуры».

Людвиг Витгенштейн родился в 1889 году в Вене, но философом был однозначно английским — в Англии он учился, прожил значительную часть своей жизни и умер в 1951 году. Знаменитый труд «Логико-философский трактат» был создан им в молодом для философа возрасте и впервые издан в 1921 году. «Философ лечит вопрос, как болезнь», — говорил Витгенштейн, пытаясь через язык научить людей свободе. И считал, что цель философии — «показать мухе выход из мухоловки». Книга сделана в популярном сегодня жанре интеллектуальной биографии.

29.10.2002
Юлия Рахаева
Из Чехии, с любовью
Ярослав Шимов. Перекресток. Центральная Европа на рубеже тысячелетий.
М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». (Малая серия.)

Автор книги — сотрудник радио «Свобода». А «Свобода», как известно, нынче живет в Праге. Как умный человек, Ярослав Шимов не мог этим не воспользоваться. «Будучи для Центральной Европы одновременно иностранцем и местным жителем, я неоднократно пытался взглянуть на этот европейский перекресток снаружи и изнутри», — пишет он во вступительном слове «От автора». Результаты своих наблюдений автор публиковал в толстых и сетевых журналах. Что-то из этого вошло в эту книгу. Политические портреты Вацлава Гавела и Михая Кароли написаны специально.

22.11.2002
Юлия Рахаева
Кирилл Кобрин. Гипотезы об истории.
М.: Прагматика культуры. (Малая серия). Книжка тоненькая, но интересная. Вот лишние которые ее главы: «Иван Грозный убивает своего сына Ивана?», «Порнография и буржуазия», «Подняты цены на продукты, спаивался народ».

20.12.2002
Юлия Рахаева
Олег Аронсон. Богема: Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности).
М.: Прагматика культуры. (Малая серия).

То, что написано в этой книге, не имеет никакого отношения к знаменитой опере Джакомо Пуччини. Книга Олега Аронсона пытается определить параметры понятия «богема», понять, что же, собственно, она такое: группа, ниша или что-то еще?


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев