missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Жижек С. "Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие"


Жижек С.
Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие / Пер. с англ. и вступ. ст. В. Мазина.
М.: Художественный журнал, 2003. — 184 с. — (Архив ХХI века). Тираж не указан. ISBN 5-901-116-07-0

Каждая книга словенского философа Славоя Жижека — событие в интеллектуальном мире. Его новая работа «Хрупкий абсолют» — о проблемах существовании человека в эпоху торжествующего глобализма. Жижек анализирует ситуацию с политэкономической, психоаналитической и общефилософской точек зрения. Своими размышлениями по поводу книги с корреспондентом «КО» поделился директор издательства «Ad Marginem», кандидат философских наук Александр Иванов.

— Жижек — представитель постфилософской практики, и это выражается в самой форме его работ. Он сознательно строит свои книги в виде коллажей, где единство достигается за счет наращивания эмпирической базы примеров, на которых Жижек и оттачивает свой лакановско-марксистский аппарат. В его работах нет той цельности, которая характерна даже для классического, зрелого постмодерна. Жижек пытается отрефлексировать ситуацию постмодерна, отдавая себе отчет в кризисности постмодернистской практики. Он размышляет об интеллектуальном кризисе с помощью кризисного же инструментария. То есть «распадающийся субъект» мыслит сам себя в коллажных формах.

Мне его новая книга, по сравнению с предыдущими, представляется довольно слабой. Впрочем, всё творчество Жижека является «слабым», в том смысле, что он не создает никаких целостных философских моделей. Но в этой книге я вижу еще и «слабость внутри слабости». Она не удерживает предмет, и предмет на наших глазах распадается. Вроде бы разговор в книге идет о проблеме этического действия, но разговор настолько вибрирует и «залипает» на разных эмпирических фактах и примерах, что никакой целостной картины не получается. Но он ставит в книге один очень интересный и важный вопрос: «Какое событие, связанное с социальной эмпирией, скрывается за неразличением материального и интеллектуального, столь характерного для постмодерна?». Он считает, что за этим стоят события геополитического рода. Жижек говорит, что уже в конце ХХ века выделилась целая группа стран, которые выносят материальное производство за пределы своих экономик. Это страны так называемого «золотого миллиарда», которые в системе мирового распределения труда выполняют функцию стран-"менеджеров«, производителей технологий и идей. А другие страны — это материальные производители. Ведь сегодня в любом американском или западноевропейском супермаркете большинство товаров произведены не в этих странах, а привезены из Турции и Китая.

Жижек в этой книге пытается нащупать некие неразрешимости, слабые места классического постмодернизма 70-80-х годов и стремится двигаться в какую-то другую сторону. Его, в частности, волнует этическая проблематика: вопросы христианства, антисемитизма, тоталитаризма. Жижеку интересно, насколько современная глобальная ситуация может быть проанализирована с учетом опыта тотализующих общественных моделей. Ведь постмодерн чрезвычайно девальвирует ценность истины. А если проблематика истины исчезает, то любая теория перестает апеллировать к некоей очевидности. Истина сильно релятивизируется, и зачастую начинает связываться с проблематикой авторитаризма, насилия и так далее.

В условиях обессмыслившейся реальности единственное, что позволяет теоретику не покончить жизнь самоубийством — это долг. Жизнь становится формой долга. Вообще, этическая проблематика сейчас в постмодернистской философии — самая модная. И Деррида, и Бодрийяр, и Жижек — все они сейчас занимаются проблематикой морали, долга. И через эту проблематику они пытаются вернуть то, в уничтожение чего они внесли самую главную лепту.

Интересно, что эта книга написана за несколько месяцев до событий 11 сентября. Эти события, конечно, придали новое дыхание теоретикам. Потому что вторая половина 90-х годов никакого материала им не дала (кроме, быть может, войны на Балканах). Жижек — очень живой мыслитель, он читает газеты, смотрит телевидение. Он пытается найти место философа не как «пикейного жилета», а как человека, который должен высказываться по поводу каждого актуального события. Который должен напоминать о своем присутствии в мире, иначе его просто-напросто забудут, он станет невостребован. Философ, по Жижеку, должен быть механизмом, который вибрирует в такт любым событиям в политике, экономике и так далее.

Записал Андрей Мирошкин


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев