missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Руднев В. П. "Божественный Людвиг "


ЧУДАК ИЗ КЕМБРИДЖА
Нормы языка и формы жизни Людвига Витгенштейна

Вадим Руднев. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002, 256 с.

Это первая биография Людвига Витгенштейна, вышедшая на русском языке. Событие столь же закономерное, сколь и неочевидное. С одной стороны крупнейший философ ХХ века, автор влиятельнейшего «Логико-философского трактата», основоположник философии обыденного языка. Но, с другой стороны: а почему не Гуссерль? Почему не Сартр? Почему не Хайдеггер, наконец? Есть переводные биографии этих мыслителей, скажете вы. Но биографию Витгенштейна тоже было бы проще перевести. Да и жизнеописания Витгенштейна мемуарного толка у нас уже издавались. В середине 1990-х.

Дело тут, конечно, в самом биографе и в самом Витгенштейне. Точнее, во взаимоотношениях между ними. Нет, Вадим Руднев с Витгенштейном не был знаком и не мог быть знаком по причине разницы поколений. Просто Руднев очень долго изучал его философию, написал множество статей, издал книгу «Винни-Пух и философия обыденного языка», в России — бестселлер. Витгенштейн для него не просто философ, теоретик, генератор идей, а человек, определивший его собственное мировоззрение. Если угодно, «божество». Биография «божества» не академический отчет, не жест просветителя. «Предлагаемую книгу нельзя назвать биографией в подлинном смысле это исследование о том, как жил Витгенштейн и что он писал о своей жизни. Если возможна проблемная, интеллектуальная биография, то это именно тот жанр, в котором написана эта книга». Так автор пишет в предисловии.

Автор кокетничает. Что такое «настоящая биография», если не его книга о венском философе? В ней есть все, что может желать самый дотошный из любопытствующих: генеалогия, семейные финансы, детские ссоры, юношеские депрессии, первый приезд в Кембридж, дружба с Расселом, военные тяготы, плен, предыстория «ЛФТ», первое издание «ЛФТ», учительство в альпийских деревнях, вновь Кембридж, лекции, ученики, поездка в СССР, «Философские исследования», последний любовный роман, предсмертные слова. Все факты жизни строго документированы. То, что домысливается, за факт жизни не выдается. Сомнения («был ли Витгенштейн гомосексуалистом?») оставлены в виде сомнений. Предположения («Витгенштейн целиком прочел „Преступление и наказание“ по-русски») оставлены в виде предположений. Мемуаристы и дневники правят бал. Для себя, лично Витгенштейна не знавшего и его исповедей не принимавшего, Руднев отвел специальные главки — «Размышления о формах жизни». Только в них он позволяет себе «психологию». В остальных жесткая дисциплина протокольных предложений.

В этом смысле книга о Витгенштейне действительно необычная биография: все скрепы, всю изнанку интерпретаций, весь каркас домыслов, которыми волей-неволей биограф преобразует своего героя, у Руднева выставлен наружу. Хотите психоаналитическую картину? Вот вам диагноз «клинический психопат, страдающий тяжелой эндогенной депрессией с суицидальным уклоном». Интересуетесь социальным положением? Аристократ, отказавшийся от наследства. Национальность? Еврей с одной четвертью арийской крови (по документам, пропорция обратная). Гороскоп? Вот вам точные данные рождения, постройте сами, если хотите, но мы вам заранее скажем, что, и вооружившись гороскопом, нам его (Его) понять не дано: «Людвиг, родившийся 26 апреля 1889 года, был Тельцом, а мы с вами, читатель, навеки неизбежные и неизбывные Близнецы…»

И, наверное, прав биограф, не лезущий в душу своего героя. Все, чем мы располагаем, это тексты философа и его поступки. Но так ведь, оказывается, больше ничего нет и не может быть! И не нужно никакой «психологии»! Потому что соотношение слова и дела (языка и деятельности) и есть то единственное, что составляло заботу всей жизни Витгенштейна. Случай Витгенштейна тот самый редкий, можно даже сказать, гротескный случай, когда форма жизни целиком и полностью зависит от формы философии. И наоборот. Написал трактат, разрешивший все проблемы философии, и пошел деревенских ребятишек грамоте учить. Прочел студентам спецкурс и поехал в СССР колхозником записываться. А единственная забота биографа донести до читателя эту хрупкую и трагическую гармонию «сказанного и показанного», которой грезил и которую ценой таких нечеловеческих усилий достигал Людвиг Витгенштейн.

Вот вам и ответ, почему Вадим Руднев написал эту биографию: из сочинений «божественного Людвига» самого главного о его философии вы не узнаете. Если же эта биография вышла «необычной», то только потому, что она одна из форм жизни витгенштейновской философии.


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев