missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

А. Долгин "Прагматика культуры"

Коммерстантъ. — № 17. — 01.02.2003.

Александр . Прагматика культуры.
М.: Прагматика культуры. 2002

Ярослав Шимов. Перекресток. Центральная Европа
на рубеже тысячелетий. М.: Прагматика культуры. 2002

Издательство «Прагматика культуры» издало книгу-манифест, она называется «Прагматика культуры» же. Написал ее Александр , и если все сложится хорошо, то он войдет в историю человечества в качестве основателя культурной денежной системы. Ибо основная идея этой книги — ввод параллельной денежной системы, в которой оцениваются исключительно культурные события.

Смысл примерно такой. Главная задача теоретика, по мнению Александра а, — узнать, что, собственно, продается в культуре. Он считает, что продается время жизни. Этого у каждого человека ограниченное количество. Когда человек потребляет какую-нибудь культурную ценность, например, читает данный текст, то он тратит на это свое время, которое уже не вернешь. Но замечено также, что если ничего не делать, то время все равно тратится, но при этом очень скучно. И наоборот, если тебе посчастливилось нарваться на какую-нибудь выдающуюся культурную ценность, то два часа с ней покажутся тебе целой вечностью но интенсивности переживания. Вот эта интенсивность переживания, точнее сказать, содержание потраченного тобой времени твоей жизни, и есть то, что продается в культуре.

Проблема в том, что в силу субъективности этого содержания его как-то трудно обменять. Один тащится от блокбастера, другого вставляет от Рафаэля — пойди обменяйся. Но а это мало смущает. Поскольку он предлагает ввести специальные деньги, то дальше у него надежда на рынок. Кто хочет — покупает на них просмотр Рафаэля, а кто хочет — блокбастера.

Деньги эти, собственно, являются единицами времени, то есть у тебя есть, скажем, банкноты по сто часов, монеты по часу, ну и разная минутная мелочь. Дальше, как подлинный либеральный экономист, Долгий утверждает, что рынок свое наладит и все приведет в норму. В конце концов, и на нормальные деньги покупают столь разные вещи (один — колбасу, а другой — чистку костюма), что пойди их соизмерь. А ничего — справляются.

В какой-то момент это становится очень увлекательным. Например, когда автор начинает сопоставлять культурные ценности с не совсем культурными, однако же тоже трудно структурируемыми. Например, с бриллиантами, которые делятся на сотни типов в зависимости от размеров, вкраплений, структуры и т. д. Не то чтобы от аналогии с бриллиантами все стало понятнее, но приятен сам факт такого сопоставления. Я всегда внутренне чувствовал, что некоторые, скажем, статьи, появляющиеся на наших культурных полосах, в особенности мои, прямо-таки бриллианты, а здесь к тому же открываются интересные возможности в смысле координирования ценовых параметров.

Но вместе с тем, откровенно говоря, как-то боязно. Координируют-то не в долларах, а в минутах жизни. А ну как окажется, что, скажем, данный обзор не стоит тех пяти минут, что на него потрачены ? Как потом расплачиваться, тем более что писал-то один, а по пять минут потратят несколько человек? Если расплачиваться придется своим временем жизни, то окажется, что нет работы вреднее культурной. Опять же бывают сутяги, жулики — ахнуть не успеешь, а все культурные деньги вышли. Культура, между прочим, такая вещь, тут надо все тоньше, аккуратнее, тронешь — и что будет?

В таких сложных системах деньги могут привести к необратимым последствиям. Вот, например, Ярослав Шимов в книге «Перекресток» рассматривает, что случилось с Восточной Европой в последние несколько столетий. Весьма занимательные очерки про императора Франца Иосифа, про несчастного главу Венгерской Республики графа Махоя Кароли, даже про Вацлава Гавела. На целостную историю Центральной Европы это претендовать не может, на попытки какого-то эссеистического проникновения в ее дух — тоже, но истории весьма занимательные.

По прочтении возникает такое впечатление. Центральная Европа — жутко интересное и ни на что не похожее место. Тут тебе страсти, дух, гедонизм, трагизм и т. д. Но как только это начинает мериться каким-то внешним мерилом — Германии, России, американского доллара, так каждый раз оказывается, что все это ничего не стоит, и все духовные драмы Балкан можно приобрести по 15 центов за пучок. И главное, удовольствия от их переживания получишь ровно на ту же сумму. Это грустно.

И вот этот пример с Центральной Европой как-то убеждает, что, может быть, и с культурой надо поосторожнее. Ладно бы просто ввел «вторые деньги», так ведь он еще и обменники предлагает всюду установить, чтобы любой человек мог свободно поменять эти часы и минуты своей жизни на доллары. Может мы, конечно, и процветем. Но я почему-то побаиваюсь, что будет такой обменный курс, что в результате на 25 часов культурной жизни хлеба не купишь, и ничего не останется, кроме чувства стыда за годы, прожитые по невыгодному тарифу.


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев