missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Радио «Свобода»

Вероника: Говорит радио «Свобода». В эфире воскресный цикл передач «Свободный день», который ведут Алексей Кузнецов и Вероника …

Александр: Сейчас мы предлагаем вашему вниманию программу «Читаем журналы».

Вероника: В прямом эфире радио «Свобода» программа «Читаем журналы». Мы приветствуем в нашей студии издатели и учредителя журнала » Александра а. Здравствуйте Александр.

: Добрый день.

Александр: Журнал ». В нем 150 полос. Выходит журнал 4 раза в год, начиная с 2002 года. У меня вопрос к Александру у. Александр, почему журнал называется именно так?

: – это универсальный термин. Его смысл в том, что, когда нарождаются некие процессы, то по достижению определенного состояния, определенного размера, мощности, они в дальнейшем могут развиваться самопроизвольно, автокаталитически, подпитываясь инициативами, участниками, доброжелателями из внешней среды. ДО этого состояния нужно достигнуть некоторого объема смыслов, высказываний, талантливых авторов, проблематизации. Моя задача состоит в том, чтобы довести журнал до этой точки, когда он будет на столько интересен и признан, что будет развиваться.

Александр: До той точки, когда количество перейдет в качество?

: Именно так.

Вероника: Мы предлагаем гостю ответить на вопросы Лили Павлевой. Первый вопрос о тираже. Она нигде не нашла указания на то, какой тираж. Почему вы не указываете его?

: Это не умышленная оплошность. Тираж журнала колеблется от 1000 до 2000 экземпляров, что соответствует показателям для такого рода немассовых, non-fiction изданий, для наших сверстников. Что касается конкурентов, то в российском литературном поле присутствует несколько интеллектуальных изданий. НО говорить здесь о конкуренции не приходится. Потому что речь не идет о бизнес-проектах. Речь не идет о дележе денежного пирога. Мало этих изданий. И у них у всех есть своя специализация и свои отличия.

Вероника: Ваша специализация в чем?

: Отличие «Критической массы» в том, что это единственное профессиональное издание, которое на половину состоит из рецензий, призванных равномерно покрыть, равномерно аттестовать литературную продукцию. И второе, метакульутрный характер журнала. » выходит за привычные рамки исторические и филологические, где высок потенциал авторский и обращается к таким темам, как «философия фитнесса», «шопинг, как искусство», «порно индустрия», «функционирование индустрии роскоши, развлечений и системы искусства», «навигация потребителей в культуре» и т.д.

Вероника: Могут ли журналы подобные вашему приносить доход? Или они обречены на то, чтобы издаваться на спонсорские деньги?

: Это журналы могут приносить доход, но для этого должна произойти некая трансформация в сознании читателей. Если некая группа лиц малочисленная хочет, чтобы кто-то для нее делал качественный продукт, то эти люди должны расстаться с глубоко укоренившимся мнением, что журнал должен стоить дешево. Представление о справедливой, ничтожной цене печатной продукции в России глубоко порочное. Странно, когда говорят, что журнал не может стоить 10 долларов или он не может стоить 20 долларов. Чашечка кофе может стоить 5 долларов, а журнал не может. Если вдуматься и понять, какого рода наслаждение или качество времени, какого рода навигация предлагается журналом, за которым читателю вдумчивому предстоит провести не один час, все эти разговоры о невозможно высокой цене представляются некой детской болезнью.

Александр: Александр, наш рецензент Лиля Павлева уже отметила статью «Искусство шопинга и шопинг-искусство». Она и мое внимание привлекла. Продолжая разговор о том, что журнал должен стоить дорого, навигация должна проходить не только в искусстве, литературе, культуре, но и в более широких областях. Вы сейчас назвали некоторые из них. … Явно, что вы будет обращаться к таким темам. Может быть какие-то планы раскроете?

: Это главная тема. МЫ сейчас потребляем в культуре не то, что создал и придумал автор, а то, что кто-то профессиональный коммерческий участник согласился донести до нас. Это означает, что сегодня культура функционируем под эгидой бизнеса и функционирует по его правилам. Факт, что от того, по каким правилам ведется эта игра, ведется этот процесс, зависит его качество. Поэтому детальный анализ правил бизнеса, предопределяющих то, как устроены культурные процессы, это есть главная тема журнала. Эта тема рассматривается в индустриях роскоши, где эти правила одни. В индустриях тиражной культуры: кино, литература, музыка, где правила другие и в индустрии системы искусства, где правила третьи.

Александр: Из того, что вы сказали, уже складывается образ вашего читателя, к которому вы стремитесь. Вы сказали о людях, которых немного, но которые должны понять, что журнал – это не дешевое издание. Можете ли вы более или менее точно определить к какому читателю вы стремитесь?

: Разговор о цене журнала или вопрос о цене журнала – это второй вопрос. Первый вопрос – журнал это важное издание и это важное время. Важно дать высокую или низкую оценку этого времени, а потом говорить стоит за него платить или не стоит платить. Что касается нашего читателя, то это люди, склонные к рефлексии, к пониманию того, как устроено на самом деле, какие актуальные тенденции в культурном поле, кто главные агенты, которые озвучивают актуальные процессы.

Вероника: У нас есть звонок. К нам дозвонился Александр из Санкт-Петербурга.

: Сегодня номер стоит 70 рублей, что в 4 раза меньше его себестоимости.

Александр:

: Мне хотелось бы думать, что журнал совсем не партийный. Журнал открыт для внятных высказываний. Журнал приветствует дискуссии. Другое дело, в каком мере это получается. Об этом судить читателям.

Александр: У вас какая-то обратная связь с читателями есть? Переписка, предложения, проекты, конкурсы.

: Вопрос об обратной связи с читателем – это главная задача, над которой мы неустанно трудимся. Очень важно организовать эту связь неким безличностным, не авторизованным образом. Потому что всякая авторизованная связь уменьшает правдивые отклики. Речь идет о воспринимаемом качестве текстов и об акцентах, которые читатели могли бы поставить, могли бы выразить свое отношение к той или иной проблематике, к той или иной стилистике. Для этого предполагается создать технологичный, небезличностный механизм обратной связи, который будет построен на том, что от читателей мы попросим выразить свое отношение в виде специальных, численных сигналов, индикатор, поставленных против тех или иных статей, номеров, тематик. С той разницей, что это будут денежные платежи читателей, которым будет предложено, если они сочтут это возможным и этичным высылать некоторые небольшие суммы денег в пользу тех или иных материалов, размещенных в журнале, потому что все другие способы установления обратной связи, все способы, которые включают в себя выгоды приобретателя, т.е. редактора, издателя, они не безупречны. Их можно трактовать по-разному.

: Есть переводы. Я знаю, что публиковалась статья … о терроризме, Жижека. В журнал пишет Гройс. Среди авторов журнала и американцы, и англичане, и французы. Все русско-пишущие и лучшие переводные тексты.

Вероника: Разговоры о кризисе современной культуры часто слышатся и стали общим местом. На мой взгляд никакого кризиса нет, а идет нормальный период развития. Каково ваше мнение по этому поводу?

: Я не склонен драматизировать эту ситуацию, но я бы обозначил тенденцию. Я тоже не считаю, что мы имеем какой-то кризис, хотя положение явно не удовлетворительное. Я бы это назвал тенденцией в литературе. Если пользоваться медицинской метафорой, то температура этого организма не 39, а 37.2 Нехорошая температура. Связано это в первую очередь с тем, что отсутствуют механизмы навигации в предложенных текстах. Главная проблема современной культуры и литературы в том, что производственные мощности, мощности по производству текстов на много порядков превышают мощность человеческой рецепции. В этом кто-то должен разбираться. В результате генерируется столько текстов, что перед читателем ставится непосильная задача отыскать иголку в этом стоге сена. Стоящие вещи запрятаны в грудах макулатуры.

Вероника: Это задача критики довести до читателя.

: Верно. Это задача критики. И это задача этого журнала, который выполняет эту функцию в области немассовой литературы. Дело в том, что и критика уже не справляется с этим потоком текстов, которые по рыночной мотивации во все больших объемах выпускают издатели. Нужны какие-то другие механизмы. Сейчас в пору поставить этому процессу несбалансированности выпуска и рецепции новый диагноз – болезнь издержек ручной аттестации текстов. В свое время Уильям Бамоль в конце 60-х годов написал статью «Болезнь издержек в исполнительских искусствах» Это была эпохальная статья для культуры, где была показана простая вещь, что все сферы наращивают производительность, а струнный квартет, как играл 3 часа, так и играет, поэтому культуре плохо. Ей нужно помочь. У нее высокие издержки. Эта статья была детонатором мощного спонсорского движения в Америке . Нечто подобное сейчас можно сформулировать применительно к работе критиков. Литературная продукция производится во многом технологично. Яркие образцы теряются в этой массе, а читателю нужно вручную или самому лично пролистывать десятки книг для того, чтобы найти то, что ему нужно. В итоге все издержки поиска нужного и потребления не нужного отнесены на нас.

Александр: Читателю достает сил добраться до какого-то результата. Но оказывается, что у него не остается сил результат потребить, поскольку он потратил много сил на навигацию.

: Верно. Мотивы уже исчерпаны. Издержки потребления ненужного и покупки ненужных книг показывают, что на самом деле стоящая книга обходится не так уж дешево, как указано на ее ценнике, потому что до стоящей книги надо оплатить 10 книг, которые ты выбросишь в корзину. И в итоге мы приходим к той самой цене в 20, 30, 50 долларов.

Вероника: Александр, мы вам желаем успехов в этом нелегком деле и большое спасибо.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев