missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

"Русский курьер"




Московским театралам предлагают оценить искусство в рублях

Елена Ямпольская


13 марта 2004 г.


Операция носит кодовое название «» и проводится фондом «Прагматика культуры», который возглавляет профессор, специалист в области (не падайте в обморок) инс-ти-ту-ци-ональной экономики Александр . До этого «Прагматика...» экспериментировала в области кинопроката. Лидером зрительских симпатий оказался фильм немецкого режиссера Вольфганга Бекера «Гуд бай, Ленин!».

Как это делается?

В театр – естественно, с одобрения тамошнего руководства – приходят бизнес-психологи. Они приглядываются к публике, фланирующей по фойе, выбирают подходящих кандидатов (из тысячного зала, примерно, человек двести) и вручают им бумажные конверты. В конверте – анкета (где и когда вы купили билет, как давно последний раз были в театре, понравился ли вам спектакль да, нет, почему) и шестьдесят рублей десятками. Из этих шести десяток пятью можно оперировать по собственному усмотрению. Например, переложить в свой собственный кошелек одну или несколько, или все пять. Или, наоборот, добавить в конверт сумму, опять же, от десяти рублей до пятидесяти. На все – воля зрителя.
Шестая десятка, насколько я понимаю, прибавлена из этических соображений. Даже если зритель разочаруется по полной программе, кое-что он в конверте оставит. И благодаря этому, все-таки, будет чувствовать себя не халявщиком, а партнером. Впрочем, от 17 до 20 процентов опрашиваемых уносят конверт из театра навсегда, не вернув ни анкету, ни деньги. Такие участники называются недобросовестными.

Что ж, и на старуху бывает проруха. Хотя, как раз бабушек-пенсионерок к опросу «а» стараются не подключать. Не дразнить попусту живыми деньгами. Деловые люди от участия, как правило, сами уклоняются: «Мы на работе все время деньги считаем, а сюда отдохнуть пришли...» В зрительских парах активность, естественно, проявляют женщины. Они готовы лишний раз мозги напрячь. Если надо. Если для пользы дела. Мужчины в театре, как и в жизни, норовят сачкануть. Для большинства мужиков театр и так каторга подневольная. А тут еще с какими-то анкетами пристают.


Чем измеряется искусство?

«» уже доставил своим инициаторам ряд мелких неприятностей. Были случаи, когда худрук коллектива, абсолютно уверенный, что у него все окей, получал результатами анкетирования и пустыми конвертами как обухом по лбу, после чего разгорались гадкие, гнусные, свинские скандалы с криками о засланных казачках и намеками на Госпожу Провокацию... Когда все результаты будут посчитаны и обнародованы, неприятностей наверняка прибавится. По той простой причине, что театр, как любое искусство, не любит точных критериев. Поверять алгеброй гармонию значит нарываться на обвинения в расчетливости и цинизме.

И правда, в каких у. е., по какой шкале измерять театральный успех? Про критику хвалебную либо негативную я даже не говорю. Против критиков сегодня, фактически, развернута необъявленная война. Всякий театральный деятель считает своим долгом публично высказаться, что он критику не читает, мнением ее не интересуется, и, вообще, кому она нужна, и, вообще, туда идут люди с комплексом неполноценности. Все вранье – от первого до последнего слова. И главное вранье – будто бы, не читают. Читают, да еще как. По стенам расклеивают и под подушку прячут. На мой взгляд, сегодняшняя театральная критика может обеспечить такой уровень рецензирования – и интеллектуальный, и художественный – которого редкие театры Москвы вообще достойны. За три часа создается текст, куда более внятный и красивый, чем спектакль, делавшийся несколько месяцев...

Но это повод для отдельного разговора. На театральную кассу критика, действительно, не влияет. Может, это и к лучшему. А то бы они нас с кашей съели... Не влияет по разным причинам. Тиражи газет снизились. Далеко не все потенциальные зрители любят и умеют читать. Тем более, что в театре люди зачастую оказываются случайно: жена потащила, билеты в офис привезли, гостей надо сводить туда-сюда, культурное мероприятие... Информацию же о премьерах всегда проще получить по телевизору. А телевизор спектакли не рецензирует, просто не ставит перед собой такой задачи.

Несколько лет назад продвинутые худруки во главе с Олегом Табаковым выкинули в качестве знамени графу «посещаемость». Что казалось актуальным для времен, когда общий интерес к театру несколько спал, и были в Москве залы полупустые, пустые на две трети и очень мало аншлаговых. Теперь ситуация изменилась. Средняя посещаемость у любого столичного театра неуклонно растет и приближается к девяноста, а то и девяноста пяти процентам, как на советских выборах. Ходят в «Ленком» (если, конечно, могут) и в театр Ермоловой. Ходят в один МХАТ и в другой. Я тут посетила премьеру в калягинском Et Cetera нового спектакля Елены («Лены» как написано в программке) Невежиной «Парижский роман с...». Сначала зал был полон. После антракта ряды зияли чудовищными пустотами. Какой замер считать моментом истины? Конечно, в попугаях мы все намного длиннее.
О популярности театра свидетельствуют и объемы кассовых сборов. То есть, заполнить зал, продавая билеты по 50 рэ или, все-таки, по пятьсот – это достижения разного порядка. Но нагнетать цены до бесконечности невозможно: театр, все-таки, заведение духовное и вести себя должен с оглядкой на гуманистические идеалы. Малоимущая публика ни в чем не виновата, за что же ее от искусства отлучать?
Человек отдает деньги в кассу, не зная, окупятся ли его вложения. Проект «» дает возможность «рассчитаться» с театром по факту. Дело тут, конечно, не в деньгах, плюс-минус пять червонцев по нынешним временам не сумма. Тем не менее, деньги, даже маленькие – это всегда ответственность. Зритель не просто ставит галочки «да», «нет», «хорошо», «плохо» – он отсчитывает дензнаки и поневоле задумывается над каждой купюрой.

Кто сколько стоит?

Эксперимент проводится с начала декабря 2003 года. За это время выявились первые лидеры. Максимум денег (и, соответственно, зрительских симпатий) среди постановок, играющихся в крупных залах, пока собрали «Контрабас» в «Сатириконе» и «Сирано де Бержерак» в Театре Моссовета. Первое понятно: «Контрабас» – моноспектакль Константина Райкина (кстати, сделанный Невежиной); о выдающихся достоинствах Райкина-актера мы писали буквально на днях и только поэтому не будем повторяться. «Контрабас» виртуозное, восхитительное, почти неземное зрелище, он тянется к небу пружинисто и страстно, как воздушный шар. Понятно также, почему меньше очков и денег набрал «сатириконовский» «Синьор Тодеро...». Райкин здесь то выходит на сцену, то отсутствует минут по пятнадцать, а когда худрук отсутствует, спектакли его театра, к сожалению, интереса не представляют.

К тому же, в «Сатирикон» ходят преимущественно молодые, успешные, довольно-таки занятые люди. Формат спектакля «два часа без антракта» для них идеален. Весь вечер впереди. Публике постарше, напротив, хочется пойти в Театр. С буфетом, с болтовней в антракте, с демонстрацией парадных туалетов...

Феноменальный прием «Сирано...» – творения, откровенно говоря, весьма слабенького – объясняется просто. На «Сирано...» в «Моссовет» толпами валят поклонницы Александра Домогарова. Домогарова, который может быть хорошим драматическим актером, но не в данном конкретном случае. Всегда была, есть и будет публика, которая ходит в театр посмотреть «живьем» на экранных звезд. Единственное уточнение: экранные звезды теперь равняются звездам сериальным.

А вот «Сирано...» Владимира Мирзоева с Максимом Сухановым в главной роли выявил полный разброс мнений и нулевую прибыль. Сколько денег доложили, столько и унесли. Доложили, наверное, настоящие театралы, любители великолепного «Суханчика» и стебной мирзоевской режиссуры. Унесли все, кто пришел в Театр Вахтангова и хотел посмотреть типичный спектакль Театра Вахтангова, а получил нечто совершенно противоположное.

Отрицательный результат показала недавно выпущенная в «Моссовете» «Дамская война». Потому что скучно. А нормальный человек хочет, чтобы в театре его развлекли. О чем меня каждый месяц пытает любимая парикмахерша? Не вышло ли чего-нибудь новенького, веселенького? И как, на мой вкус? И куда еще можно пойти, чтобы вдоволь посмеяться?..

Около нулевой отметки завис «Король Лир» Павла Хомского с Михаилом Козаковым. В анкетах пишут: «Очень не понравилась пьеса...» Знаете, мне тоже. Вот именно после спектакля Хомского наступило полное отторжение первоисточника.

Подводя первые итоги, можно сказать, что наша публика, за исключением «сериальных» фанаток, вполне адекватна. И, кстати, в своих пристрастиях ничуть не противоречит критике. «» еще свое не отработал, только-только прошли замеры в «Маяковке», а еще интересно было бы испытать рублем элитарные проекты. Например, «Вишневый сад» Някрошюса. Поскольку осталась неохваченной последняя зрительская категория – те, кто ходит в театр, потому что это модно. Потому что есть спектакли, о которых беседуют в приличном обществе. И хочешь, не хочешь – надо поддержать разговор.

С какой целью все это затеяно?

Вопрос наиболее сложный. Со временем, как полагает , можно будет создать в Интернете систему практически безошибочного информирования из уст в уста, из чата в чат. Каждый сможет поделиться впеЧАТлениями от спектакля, фильма, книги, выставки, и тот, у кого объявится наибольшее число единомышленников, станет постоянным экспертом. Чем это все отличается от обычной газетной критики, я пока не понимаю.

Разница, пожалуй, только в предмете оценки. и его сподвижники призывают зрителей судить не уровень спектакля, а КПД потраченного времени. Ты просидел в театре до девяти, до десяти, до половины двенадцатого. Оно того стоило?

прав. Театр, даже высокохудожественный, это всего лишь форма развлечения. Потеха. А потехе, как известно, час. Если бы за «Парижский роман с...» мне пришлось выложить собственные деньги, я бы, наверное, потребовала от театра рекламацию. С компенсацией морального ущерба и упущенной выгоды.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев