missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

"Известия"

В Москве завершился очередной "культурный" эксперимент, организованный научно-исследовательским фондом . Зрителям предлагалось рублем голосовать за понравившиеся фильмы и спектакли. По итогам опытов экономисты намерены через год создать виртуальную биржу для потребителей культуры. Интернет-пользователи будут оценивать в денежном эквиваленте книжные новинки, фильмы и театральные находки. Особо активные "игроки" культурной биржи смогут на своих вкусах неплохо заработать.

Доплата за удовольствие

Как уже писали "Известия" (см. номер от 17.09.03), первый этап опытов над зрителями начался еще осенью. В крупных московских кинотеатрах на входе всем желающим раздавались конвертики с 50 рублями. В специальной инструкции участникам предлагалось ответить на вопросы анкеты и забрать деньги себе, если фильм категорически не понравился. А если все-таки какая-то надежда оставалась — доплатить из полученной суммы хотя бы червонец за полученное удовольствие. Причем предлагалось оценить не качество фильма, а свое собственное впечатление. В экспериментальном просмотре участвовали семь разных по формату и по идеологии картин. Поначалу многие отнеслись к идее скептически. Мол, граждане наши, воспитанные на халяве, высоких задач не оценят и наверняка все деньги присвоят себе. Однако мрачные прогнозы скоро рассеялись. В среднем не более пятой части зрителей немотивированно "забирали деньги". Остальные придерживались правил.

Все фильмы получили неодинаковое распределение дензнаков:


Догвилль +30,72 руб.

Гудбай, Ленин +12,93 руб.

Возвращение +10,08 руб.

Коктебель +5,17 руб.

Грязные прелести -1,88 руб.

Бассейн -2,69 руб.


Терминатор-3 -20 руб.

Театральная часть эксперимента была более обширной и содержательной. Денежной экспертизе подверглись 22 спектакля известных столичных театров — "Современник", "Около дома Станиславского", Центр им. Мейерхольда, Центр на Страстном. Постановки оценивались не только в рублях, но и в баллах. Получилось два "рейтинга", не всегда совпадающих. Почти треть респондентов (28%) поставила спектаклям одинаковые денежную и балльную оценки. Для остальных 2/3 впечатления складывались не только от хорошего спектакля.

- Самым важным обстоятельством, влияющим на денежную оценку, является игра актеров, — рассказывает "Известиям" менеджер фонда Екатерина Мень. — Этот фактор чаще всего влиял на доплаты. Интересно, что для 7% респондентов посещение буфета является важной составляющей культурного времяпрепровождения. Отрицательные впечатления от бара могут значительным образом испортить людям настроение. К тому же многое зависит от того, какие места в зрительном зале занимает человек. Например, люди, сидевшие на балконах, были больше склонны к предельным отрицательным оценкам (-40, -50 баллов). Вероятно, это связано также со стоимостью билетов и благосостоянием участников.

Голосовать своими деньгами за качество проведенного времени больше склонны мужчины, хотя в театре превалирует женская публика (37% против 30% соответственно). А люди среднего возраста доплачивали чаще, чем молодежь и пожилые. Любопытно, что треть всех изъятий пришлась на спектакли, билеты на которые можно купить в день представления.

Акционерные спектакли

- С натурной частью эксперимента мы закончили, — говорит автор проекта, президент фонда Александр . — Мы поняли главное — народ готов платить за качество удовольствия. Следующий шаг — создание расчетной интернет-площадки, отдаленно напоминающей биржу. Только там будут котироваться акции фильмов, спектаклей и книг. Тем более что ничего нового мы не создаем. Когда-то в Москве уже действовала аналогичная биржа. В сквериках возле театров граждане обменивались билетами на театральные постановки. Была даже установлена своеобразная квота в зависимости от престижности спектакля. Например, за один билет в "Ленком" давали несколько пригласительных в залы попроще. Только на нашей бирже будут котироваться зрительские оценки.

Как планируют организаторы, библиотека потребительских симпатий откроется не раньше чем через год. На ее создание уже выделен $1 млн. Пока проект культурной биржи будет обкатываться, ее участником может стать любой желающий. Для этого нужно только выразить свое согласие. Каждому "игроку" откроют персональный счет — примерно на тысячу рублей. Все что требуется — это регулярно посещать театры, просматривать новинки синематографа, читать книги и оценивать их деньгами. В зависимости от впечатления можно приплюсовывать к своему счету определенную сумму, или наоборот — списывать. При желании виртуальные рубли превращаются в реальные. Авторы проекта сейчас работают над специальной программой, которая поможет отфильтровать недобросовестных участников, необоснованно списывающих со своих счетов крупные суммы. На биржу может заглянуть любой желающий. Но только, если он не "игрок", то ему придется заплатить за это определенную сумму. Клиентские деньги в качестве премий получат самые авторитетные эксперты биржи.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев