missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

"Известия"

Александр , президент фонда «Прагматика культуры»: Москвичи готовы приплачивать за качественные фильмы


На следующей неделе в пяти столичных кинотеатрах внедряется экспериментальная система оплаты билетов. Зрителю предлагается голосовать рублем за качественные ленты. Если фильм понравился — доплати. Если нет — часть денег можно будет вернуть. Автор идеи, президент фонда научных исследований «Прагматика культуры», завкафедрой Высшей школы экономики профессор объяснил суть проекта корреспонденту «Известий» Наталье Граниной.

— В чем суть эксперимента? Значит ли это, что в ближайшее время подорожают билеты в кино?

— Нет. Мы не меняем цену на билеты, мы не насилуем кинопрокатчиков. Идет обоснование экономической модели обратной связи между культурным производством и потреблением. Предполагается, .что в эксперименте примут участие пять кинотеатров — «МДМ», «Кодак-Киномир», «Победа», «Америка-Синема» и «Матрица» и около девяти фильмов — «Нашествие варваров», «Амели», «Догвиль», «Гудбай, Ленин» и другие. Мы специально выбрали разные кинотеатры и разную аудиторию. Зритель, купивший билет на сеанс по обычной цене, на входе в зал получит конверт с 50 рублями. Если фильм понравился, ему предлагается доплатить какую-то сумму. Нет — деньги можно оставить себе.

— А кто финансирует проект? Не боитесь разориться?

— Все делается на деньги нашего фонда. Летом мы уже опробовали эту систему в «Победе». «Прогорели» на «Терминаторе», зато все вернули на «Грязных прелестях». Предварительный этап показывает, что почти половина зрителей готова платить дороже за качество. Сегодня рынок обезличивает все фильмы. Стоимость билетов на киносеансы различается только по времени, комфортабельности зала. А сам продукт никак не оценивается. В результате человек, настроившись получить удовольствие от разрекламированной ленты, плюется. Ситуация настолько привычна, что никого не удивляет. Мы решили изменить систему. Критики уже не могут служить ориентиром потребителю при выборе фильма. Эксперты просто не справляются с объемом информации либо их оценка необъективна. Должны появиться инстанции, создающие информацию о качестве продукта. Это будет выгодно всем — и потребителям, и прокатчикам, и производителям.

— То есть это ваша главная задача? И когда появятся такие инстанции?

— Сроки не определены. Эксперимент будет идти до тех пор, пока мы не получим ответа на три вопроса: готовы ли люди действовать согласно предложенным правилам, способны ли оценить свои личные ощущения в деньгах и будут ли разные фильмы давать разные картины зрительских оценок.

В дальнейшем в Интернете создается некий сайт. Любой .желающий открывает себе электронный счет. Посмотрев какой-то фильм, вы посылаете сообщение на этот счет: «Не понравилось, добавьте мне 30 рублей». Или — «Супер. Плачу 50». Потом эта информация объединяется в общую картину. Права доступа к ней в виде абонента продаются другим участникам рынка. То есть собрались вы в кино и не можете решить, куда сходить — на «Время волков» или на «Догвиль». Залезли на сайт, посмотрели, как оценивают картины другие, кто сколько заплатил. И уже можете определиться. Предполагается, что с помощью современных технологий в проекте могут участвовать десятки тысяч пользователей.

— Получается, вы создаете некий рейтинг?

— Не совсем. Здесь зрители голосуют рублем. А деньги порождают ответственность. Нашу идею поддерживают ведущие российские и зарубежные теоретики. В воскресенье я вернулся из Будапешта с 7-й ежегодной международной конференции по институциональной экономике. Мы обсуждали тему эксперимента с Верноном Смитом, нобелевским лауреатом в области экономики. Он двумя руками за. Если даже в России не получится, этот проект будет опробоваться в других странах.

Ученые признали, что этот эксперимент открывает совершенно новые грани в этических, доверительных отношениях.

— Это как?

— Перспективы очень простые. Старт взят с площадок кинотеатров, в дальнейшем та же самая система переносится на видеорынок, музыкальный, индустрию развлечений и так далее.

— В конечном счете это все равно приведет к удорожанию «культурных» услуг. Только они будут делиться на классы.

— Каждый сможет выбрать для себя. Скажем, у вас есть автомобиль. Что вы предпочтете — покупать каждый раз дешевое горючее, разбавленное водой, от которого глохнет мотор, или заправляться бензином на 3 рубля дороже, но первосортным? Например, для колбасы эталоном качества может служить цена. Было бы замечательно, если бы на рынке культуры установилась такая же ценовая градация. Я хочу предложить определенную модель, как это можно осуществить.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев