missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

, Евгений Жуков

"Экономика и образование"

"Экономика культуры"

Сочетание бизнеса и культуры возможно. Более того, такой бизнес захватывающе интересен. Это самый сложный интеллектуальный и инновационный бизнес.



Нужны профессионалы



Сегодня никак не меньше 95% всех денег и всего человеческого и общественного внимания занимает коммерческая культура. Собственно подавляющая часть культуры, которую мы потребляем, так или иначе связана с проектной деятельностью. Но тут есть парадокс: индустрия культуры существует, проекты в сфере культуры есть и реализуются, а экономики, как профессиональной основы деятельности, нет. В России нет ни одного профессионального экономиста в области культуры. А ведь невозможно быть эффективным, не имея соответствующей подготовки в области менеджмента, маркетинга, экономики. И если проекты, несмотря ни на что реализуются, то лишь благодаря личным и единичным усилиям одаренных людей, талантов–самоучек.

Но профессионализмом тут и не пахнет. Дефицит компетентного подхода оборачивается низкой концентрацией действительно успешных проектов. Мы потребляем "жидкую культуру". Идея может быть замечательной, культурная ценность проекта — несомненной, но бездарная или недостаточно профессиональная его реализация приводит к размыванию, нераспознаванию этой самой ценной идеи. Секторов некоммерческих проектов в области культуры это касается в меньшей степени. Исторически в государстве сложилась добротная система, связанная главным образом с сохранением и экспонированием культурных ценностей. И эта система работает. Из– за того, что компетентность и профессионализм в некоммерческой сфере относительно высоки, этой самой некоммерческой сфере и уделяется максимальное внимание.

А вот проектная сфера, сегодня, фактически культурообразующая, настоятельно требующая описания и развития, более того, выработки языка описания и стратегий развития — как будто вообще не входит в проблемное поле ни культурологов (теоретизирующих и практикующих), ни менеджеров. Нынешняя культурная и образовательная среды страдают, прежде всего, от того, что в этих сферах нет достаточно представительного слоя носителей менеджерской компетенции. И этот слой только предстоит создавать. Требуется формирование образовательной площадки, готовящей специалистов, способных управлять культурными проектами в рыночной среде. Опыт бюджетного управления культурой в России есть: сверху спускаются деньги — их нужно потратить. Но реальные проекты сегодня требуют иной профессиональной подготовки.

За культурный бизнес

Как образовательное заведение должно подходить к обучению специалистов–менеджеров в области культуры, и что нужно брать за основу? Возможны два варианта: либо искусствоведы и музейные работники получают дополнительно специальное бизнес-образование, либо экономисты и управленцы осваивают ведение проектов, связанных с культурой. Совмещение менеджмента и проектирования может происходить на базе первого, либо второго. Сегодня есть опыт реализации только первого варианта. Но очевидно, что профессионалам "от культуры" зачастую сложнее одолеть экономические премудрости. К тому же для многих из них это сопряжено с мировоззренческим кризисом: у нас по-прежнему популярен устойчивый миф о неприменимости "корыстных" экономических категорий и рыночных технологий в пространстве "бескорыстной" культуры. Между тем сочетание бизнеса и культуры возможно. Более того, такой бизнес захватывающе интересен. Это самый сложный интеллектуальный и инновационный бизнес. Чтобы проверить на живучесть идею подготовки профессиональных менеджеров в области культуры, фонд провел два конкурса. Первый — для студентов и молодых ученых всех вузов России. Его основная цель — понять, существует ли в молодежной среде интерес к этой тематике, как вообще молодежь способна себя проявить в этой сфере. Ведь проблема еще и в том, что сегодня для молодежи подобных карьерных сценариев вообще не представлено. Непонятно, что нужно делать, чтобы стать менеджером культуры–продюсером, руководителем театра, издателем, директором СМИ и т.д. Сегодня вход на эту карьерную лестницу оторван от образования. А если этого нет в виде установок, то и сценарий и не востребован. Второй конкурс — для преподавателей, профессоров, а также практиков культурного рынка — на подготовку соответствующего набора курсов, из которых бы складывалась специализация экономиста–менеджера культуры. Ведь чтобы сформировать взгляд на культуру с точки зрения экономических взаимоотношений между всеми заинтересованными сторонами, включая и производителей, и правообладателей, и потребителей культуры и государство, предстоит еще выработать адекватную терминологию, пригодную для формализации процесса постановки и анализа экономических задач. Профессор Александр , глава фонда научных исследований выделяет несколько ключевых тем, без понимания которых невозможно быть эффективным менеджером культуры. "Прежде всего, это проблема охраны авторских прав и интеллектуальной собственности в сфере культуры — то, над чем сейчас ломает голову все человечество, то, что связано с вопросами незаконного копирования, тиражирования. Ведь если права какого–то ключевого агента, участника рынка не понятны, не прописаны, не статуированы, это значит, что он лишен точки опоры" — считает профессор. Планируемый Фондом курс "Охрана авторских прав и интеллектуальной собственности" должен дать системное представление о том, как договариваться, какими законами, какими пакетами договоров должна быть обустроена эта сфера.

Тема, напрямую связанная с предыдущей — это экономическая подоплека контрактов в индустрии культуры. Кто управляет рисками, как делить коммерческий успех, кто принимает решение о досрочном прекращении проекта, как мотивировать участников на оптимизацию затрат в интересах проекта — вот наиболее актуальные вопросы. В системе "художник — галерист" контракт принимает один вид, в системе "литератор — литературный агент — издатель" — другой, в сфере музыкальных записей — третий, в кинопроизводстве — четвертый. Следующая тема, также связанная с авторскими правами, тиражированием, копированием — вопрос функционирования "серых рынков". "Угроза, похищения символических продуктов и способы защиты от нее предопределяют устройство всех индустрий культуры, что неизбежно и порой не лучшим образом транслируется на непрофессиональное сообщество культуры, то есть на публику", — считает Александр . Но, пожалуй, наиболее важной Фонд считает проблему оценки эффективности культурных проектов. Сегодня грантовые конкурсы подводят итоги, которые превзошли самые оптимистичные ожидания. На профессорский конкурс пришло больше 20 заявок на подготовку лекционных курсов, из которых 8 — "суперкондиционные". Они как раз касаются наиболее животрепещущих тем: охрана авторских прав, структура контрактов, исследование "серых рынков", информатизация индустрии здравоохранения и спорта, маркетинг культурных индустрий, экономика кино и телевидения, теория креативных организаций и т.д. Заявки от потенциальных грантосоискателей, где предложена сжатая, но внятная версия будущего курса, были тщательно разобраны экспертным жюри конкурса. Выигравшим будут вручены гранты — по 1500 долларов на написание развернутого курса, и по факту подготовки этого курса будет выделено еще — 2500 долларов. Уровень участников конкурса адекватен поставленным сложнейшим задачам. Потенциальный преподаватель, способный подготовить такие инновационные курсы, должен совмещать сразу несколько компетенций. С одной стороны, необходимы академические культурологические компетенции: нужно понимать, как живет современная культура и искусство. Не менее важно при этом понимать внутреннюю логику рынка — то, что часто ускользает от представителей академического сообщества. И еще один немаловажный аспект: нужно уметь донести все это до аудитории. Оказалось, что наилучшим образом себя проявляют люди, имеющие с одной стороны исследовательские интересы и академические амбиции, и в то же время работающие на ответственных позициях в реально действующих бизнес — и государственных структурах. Заявки на конкурс были присланы из различных регионов — от Москвы до Ханты–Мансийска и Улан–Удэ. Победителями стали 4 заявки из Москвы, 1 заявка из Санкт–Петербурга и 1 — из Донецка. Готовые лекции будут предложены ВШЭ, и по мере совершенствования и комплектования, курс будет подлежать государственной стандартизации с тем, чтобы создать магистратуру по специальности "Экономика культуры". Следующая цель — создание межвузовской площадки: тема необъятная и многослойная, поднять ее в одиночку, особенно на базе гуманитарных ВУЗов, крайне сложно. Причем на такую площадку должен быть открыт доступ не только студентам, но и практикующим специалистам, и широкой общественности, заинтересованной в том, чтобы понимать действие механизмов культуры. Подобные образовательные площадки уже готовятся. Эти попытки были предприняты еще 2 года назад, когда фонд провел несколько публичных лекций, куда были разосланы приглашения корпоративным клиентам. Выяснилось, что сегодня корпорации среднего и большого бизнеса имеют колоссальный запрос на такого рода общение, продукты, информацию неутилитарного свойства.



Сколько стоит вид из окна



Итоги студенческого конкурса также конструктивны. Так, исследование на тему "Сколько стоит вид из окна" уже признано ведущими риэлтерскими компаниями. Решение таких задач показало, что студенты (а было прислано 25 заявок) на многое способны. В особенности те, кто уже где–то работает, кто уже имеет опыт. Реализация всех этих проектов должна, по замыслу Фонда, привести к насыщению культурного пространства профессионалами. Главным условием получения гранта был экономический подход к анализу сугубо гуманитарной проблематики. Участникам конкурса предлагались такие темы, как "Сколько стоит вид из окна?", " Чем диктуются ритмы моды?", "Тактика распродаж модной одежды", "Создание ночных клубов и их влияние на выбор потребителя", "Как выбирают кино?", меценатство и спонсорство. Добавим, что и сроки были установлены нестандартные: заниматься исследовательской работой участникам предстояло не в течение учебного года, а во время летних каникул. В конкурсе приняли участие более 30 студентов, аспирантов и молодых ученых Высшей школы экономики, МГУ, ВГИК, РЭШ, Кубанского Государственного университета, подавшие индивидуальные и групповые заявки на самостоятельные исследования. Планы научных исследований оказались настолько интересными и актуальными, что организаторам конкурса пришлось увеличить количество грантов с обещанных 5 до 8. Каждый из восьмерки лидеров получил от 500 до 1.5 тыс.долларов которые должны быть истрачены на научные цели. Общий грантовый фонд конкурса составил около 7,0 тысяч долларов. Главным призом должна была стать поездка на очередную Международную конференцию Ассоциации экономики культуры в Чикаго. Однако эта награда так и не была присуждена. В процессе работы выяснилось, что студенты — все–таки "ведомые" исследователи. Расплываясь в описательности, они с трудом находят стратегию исследования, не могут выделить реперные точки его проведения и анализа полученных материалов, а темы формулируют так широко, что охватить их затруднительно и при больших численности и опыте исследовательской группы. Так, заявка на тему "Экономические основы интерьерного минимализма" формулировала проблемное поле, выделяя три гипотезы, подлежащие проверке. Жюри отметило перспективность только одной из них. Тем не менее, готовая работа не вошла в число победителей. Лучшие исследования студентов обладают практическим потенциалом. Но работу над ними предстоит продолжать совместно с фондом научных исследований . Даже начало студенческого конкурса выявило проблему отсутствия методологии, языка описания и просто опыта таких исследований. Поэтому, не дожидаясь итогов грантового конкурса для студентов, фонд объявил еще один — для специалистов, причем как академических, так и практических: ограничений по составу не предусмотрено. Открытый конкурс на разработку учебных курсов по институциональной экономике культуры для вузовского и послевузовского образования имеет главной целью перевод культурной проблематики на язык институциональной экономики. Заявки на разработку новых учебных курсов (а их было 15 из Москвы, Санкт–Петербурга, Донецка и Хабаровска) уже рассмотрены. Теперь шести победителям предстоит, получив грант I этапа (по 1500 долларов каждый) работать над содержанием курсов лекций Лучшие из них войдут в программу кросс–курса "Экономика культуры" и будут читаться на факультетах ГУ–ВШЭ. Участие в грантовых конкурсах представляет и студентам, и специалистам возможность продолжить работу при поддержке Фонда или других заинтересованных организаций. А фонд планирует сделать такие конкурсы ежегодными. Избегая дилетантизма, бизнес повторяет ту же ошибку, что и государство. Сегодня деньги вкладываются в сохранение культурных ценностей. А где же актуальные процессы? Где же инвестирование в создание сегодняшнего? Чтобы понять это, предстоит еще научиться адекватно измерять процессы, чтобы отражать их истинный положительный эффект, истинный символический культурный капитал, который при этом создается. Важно показать макроэкономическую динамику развития разных сегментов культуры не в качестве отрывочных сведений, которые можно трактовать двояко, а в систематизированном виде, пригодном для сопоставлений. Эту задачу и предстоит решать будущим менеджерам культуры — по–настоящему культурным менеджерам.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев