missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Газета "Культура"




В Москве проходит эксперимент по оценке культурных акций

Если вечер в храме Мельпомены начнется для вас не только с вешалки, но и с загадочного белого конверта, не удивляйтесь. "О, да тут деньги!" — радостно воскликнула юная спутница солидного господина. И тотчас же была разочарована строгой служительницей театра, безапелляционно заметившей: "Рано радуетесь. Увидите Райкина — сами все назад вернете да еще свои вложите". И это предсказание действительно сбылось ровно через два часа.


Надо сказать, что идеологи эксперимента «», затеявшие всю эту кутерьму с деньгами и конвертами, рассчитывали на честных людей. То есть на тех, кто не будет цинично смеяться, прочтя первый вопрос анкеты: "Какую сумму вы доплатили (забрали), имея в виду свое личное впечатление о качестве времени, проведенного в театре?" — и серьезно отнесется к происходящему, объяснение которому найдет в специальном буклете.

Не наводя туману, поясним для тех, кто еще не слышал об эксперименте, проводимом Фондом , что всяк, кто стал его участником, оценивает проведенный в театре вечер не только аплодисментами, но и рублем. Механизм экспертизы предельно прост. Если спектакль понравился, зритель может доплатить сумму в пределах 50 рублей. Если не понравился, то сумму в пределах тех же 50 рублей можно забрать. Заметим, забрать не у театра, а у организаторов эксперимента.


Собственно, не совсем верно было бы говорить об оценке спектакля, поскольку речь идет о том, чтобы выразить свое мнение по поводу "качества времени" в целом.

Что скрывается за этим непривычным нашему слуху понятием, дает представление второй вопрос анкеты. В нем зрителю предлагается перечень факторов, из которого он должен выбрать два наиболее существенно повлиявших на его денежную оценку. А именно — атмосфера театра, буфет, условия просмотра, игра актеров, жанр спектакля, пьеса или само участие в эксперименте. Возможно также указать свой вариант ответа. Сам спектакль оценивается отдельно в диапазоне от — 50 до +50 баллов.


Сказать, что публика перед началом спектакля выстраивается в очередь за конвертами, было бы большим преувеличением. Кому-то не хочется тратить время на заполнение анкет, кто-то отказывается от эксперимента в силу консерватизма. Однако и тех, кто охотно вступает в игру, немало. Между тем, отвечая на вопросы анкеты, трудно и самому не задаться вопросами.


Конечно, приятно, что кому-то интересно знать, что думает зритель, который достаточно хорошо воспитан, чтобы не свистеть и топать ногами, и недостаточно раскован, чтобы выкрикивать "браво!". Но при чем тут деньги? И что изменится, если я их возьму себе? И зачем частному фонду затевать всю эту кутерьму?

Выбирая спектакль и обменивая наличные на билет в кассе, каждый руководствуется своими соображениями. Кто-то доверяет совету друзей, кто-то прислушивается к оценке критиков, кто-то покупается на рекламу и т.д. Но каждый при этом надеется испытать если не катарсис, то хотя бы удовольствие. Конечно, никаких гарантий, что вместо этого он не получит два часа невыносимой скуки, у него нет и быть не может. И о том, что в этом случае разочарование может быть компенсировано хотя бы материально, тоже говорить сегодня смешно. Если прибегнуть к вульгарной аналогии и сравнить человека, приобретающего театральный билет, с покупателем башмаков, то последний, пожалуй, находится в более выгодном положении. С той точки зрения, что цена выбранной им обуви, как правило, что-то говорит о качестве. О чем говорит цена билета, кроме целесообразности брать бинокль, так сразу и не сообразишь. Кроме того, развалившиеся на второй день башмаки вы можете смело отнести туда, где вы их взяли, чего никак не скажешь об опрометчиво купленном билете.


Главный идеолог проекта «», профессор Высшей школы экономики убежден, что современная ценовая политика в первую очередь противопоказана самой культуре. "Вопрос разумно ставить именно так — не почему такова цена билета, а о чем она говорит потребителю. В сфере культуры цены сегодня никак не отражают качество. Но согласно современным экономическим исследованиям — если рынок держит потребителя в неведении, то возникает так называемая тенденция . И в этом причина плачевного положения системы художественной культуры. Когда потребитель не информирован о продукте и не имеет никакой возможности сигнализировать о том, что ему нравится, а что нет, рынки деградируют. И в культуре, в кино, в театре происходит то же самое".


Если принять этот тезис, то получается, что зрителя и творца сегодня разделяет бездонная пропасть, в которую рискует угодить сам театр, если не пересмотрит свое отношение к публике. И судя по тому, что руководителей московских театров, участвующих сегодня в эксперименте, организаторам не пришлось долго уговаривать, многие готовы это обсуждать.


Конечно, можно возразить, что потенциальный зритель сегодня вовсе не пребывает в абсолютном неведении. Хотя бы потому, что никто еще не отменял институт критики, с мнением которого может познакомиться каждый, кто не хочет ориентироваться в театральном пространстве вслепую. Однако убежден, что рассматривать критика как единственного штурмана нецелесообразно. "Будем откровенны — цех критиков сегодня не справляется со всем, что происходит в области театра. Кроме того, найти своего эксперта, мнению которого можно было бы доверять, зрителю довольно непросто. Для этого он уже, по крайней мере, должен сам хорошо ориентироваться в мире театрального искусства. Но что делать тому, кто впервые собирается в этот мир войти? Не говоря уже о том, что критик, как человек, косвенно связанный с профессиональным миром театра, зачастую если не ангажирован, то в значительной мере зависит от него".


Что касается обратной связи потребителя с производителем, то, если идея будет воспринята профессиональным сообществом, в конечном итоге, по мнению организаторов эксперимента, правила оплаты должны стать двухстадийными. На первом этапе потребитель должен заплатить за доступ к потенциальному благу — например, купить билет для входа в зал. И лишь оценив качество продукта, добровольно внести вторую часть оплаты, размер которой он определяет сам. Риск для того, кто предлагает зрелища страждущим, в такой ситуации, конечно, очень велик.


Предварительные итоги свидетельствуют о том, что зрителей, не вернувших конверты по какой-то лишь им одним известной причине, не так много, как можно было бы ожидать. Максимум — 30 человек из 200. Похожие результаты показал и эксперимент, проводимый "Прагматикой культуры" в московских кинотеатрах в прошлом году. Доплачивают действительно многие — так поступило больше половины зрителей, посмотревших "Возвращение", "Коктебель", "Гуд бай, Ленин!". "Настоящий художник, уверенный в качестве того продукта, который он предлагает, не будет бояться поражения, — считает Александр . — Напротив, он будет заинтересован в том, чтобы развиваться, повернувшись лицом к рефлексирующему зрителю.


Сам же зритель в итоге cможет получать информацию не после спектакля, а до. Мы рассчитываем перенести предложенную схему оценивания в интернет-пространство, где можно набрать десятки и сотни тысяч участников.


Конечно, восприятие искусства субъективно, поскольку оно определяется вкусом. И мы не стремимся создать механизм, измеряющий "среднюю температуру по госпиталю". Наша идея состоит в том, чтобы формировать некие сообщества, которые объединяли бы людей, доверяющих друг другу в оценках. Как это может выглядеть практически? Человек, собирающийся потратить время и деньги на тот или иной спектакль, заходит на интернет-портал и интересуется мнением зрителей, уже видевших данную постановку. Причем у него есть возможность определить круг экспертов, задав в качестве параметров свою оценку других спектаклей. Тем самым он поручает системе суммировать оценку тех информантов (из числа членов коммьюнити), кто относится к этим произведениям сходным с ним образом".


От себя добавлю, что оценка каждого отдельного зрителя в режиме он-лайн, а не в театральном фойе, пожалуй, могла бы претендовать на большую объективность. Поскольку трудно требовать от человека мгновенной рефлексии по поводу собственных эстетических переживаний. Второпях заполняя анкету или решая, сколько наличных не жалко отдать за "качество времени", зритель находится в ситуации вынужденного выбора, который не всегда для него очевиден.


Участники "замера" на спектакле "Контрабас" в Театре Сатирикон, с которыми нам удалось побеседовать, в оценке идеи "а" не проявили единодушия. Одни из них считают, что, если цена на билет и так довольно высока, а спектакль хорош, необходимость доплачивать после представления слегка омрачает настроение и снижает градус эмоций. "Выходит, если я оценил Райкина на 50 баллов, а денег не дал — это нечестно. Но выражать свое отношение в купюрах — это разрушает саму атмосферу театра", — возмущался пожилой джентльмен. У молодого студента, как выяснилось, другие опасения: "Если будет такая система, девушку в театр приглашать я не рискну. Получается как с чаевыми — скажу, что не понравился спектакль, а она подумает — жадный". Однако многие из опрошенных, как выяснилось, вполне готовы принять условия игры. "Бездарные спектакли идут в театрах годами, — считает заядлая театралка, представившаяся Алисой. — И люди идут на них, потому что не знают, что их ждет. Но, быть может, если зритель тридцать раз наличными проголосует против, театр сойдет с наезженной колеи?"


Наверняка найдутся те, кому такая попытка поставить в прямую зависимость талант и звонкую монету покажется наивной или вредной. Но у нее есть один, безусловно, положительный момент. Она лишний раз напоминает нам, что без серьезного, профессионального менеджмента активно развиваться искусство сегодня не может. Увы, ничего похожего на этот самый менеджмент на российских просторах пока не наблюдается. И сама возможность рождения и реализации такого проекта, как «», — лишнее тому доказательство. Привлечет ли он серьезное внимание к этой проблеме, решить которую, безусловно, не удастся отдельными экспериментами и исследованиями, сказать сложно. Но вполне вероятно, что он слегка расшатает наш консерватизм.


Публикации о Фонде

Публикации о Проекте "Театрон"

Публикации о Проекте "Синема"

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев