о нас
персоналии
сми о нас


проекты
издательство
кафедра


книга
термины
Имхонет


исследования
аналитика
ссылки

, Михаил Грунин

Рекомендательные сервисы – средство борьбы с деградацией вкуса

26 июня журналисты ведущих российских изданий встретились в литературном клубе Bilingua с руководителем рекомендательного сервиса Александром ым. Тема круглого стола была сформулирована провокационно: «Рекомендательные сервисы – средство борьбы с деградацией вкуса». О том, что вкус деградирует, давно уже говорят, однако все трактуют понятия «вкус» и «деградация» по-разному. А если учесть, что «средством борьбы» с деградацией не совсем определенного вкуса предлагается сделать рекомендательный сервис, основанный на автоматическом подборе вкусовых единомышленников, то тут, понятно, открывается необозримое дискуссионное поле.

А. сразу пояснил: «Чтобы из представленного выбора выбирать лучшее, надо иметь индикаторы того, что лучше, а что хуже. Главным способом включить «игру во вкус» является визуализация образцов – дать возможность человеку увидеть, что лучше. Индикатором является высокое, ни с чем не связанное, эстетическое удовольствие человека. А результат – приращение того самого вкуса, художественной компетентности. Рекомендательный сервис – много людей, много произведений и много оценок – позволяет визуализировать предпочтения других людей, а это является главным условием полезной «игры во вкус», то есть его совершенствования».

Борис Барабанов из газеты «Коммерсантъ» спросил: «Как заставить сделать человека шаг на ступень вверх?», задав тон дальнейшей дискуссии. «Каким образом при переходе с одного порога на другой изменяется вкус человека?» – продолжил Михаил Марголис из газеты «Известия».

По мнению Максима Борисова («Грани.ру»), «ИМХОклуб» и подобные сервисы не должны ставить перед собой задачу улучшать вкус. «И не ставят, это получится само собой», – заметил А. . Он напомнил, что совсем недавно в рекомендательной системе была зафиксирована миллионная пользовательская оценка – и это лишь начало. Если таких оценок будет, скажем, сто миллионов, то сервис станет мощным банком человеческих предпочтений. А поскольку разные люди находятся на разных ступенях развития и компетенции, то каждый сможет совершенствоваться, опираясь на опыт и выраженное в оценках мнение других. Пользователи как бы делят между собой работу: читают, смотрят, слушают сообща. И чем больше пользователей и оценок, тем совершеннее система рекомендаций. Исполнительный директор «ИМХОклуба» Андрей Акопянц сказал, что система позиционируется как «массовый рекомендательный сервис, цель нашего сегодняшнего собрания как раз поговорить о том, имеет это какое-либо отношение к воспитанию вкуса или не имеет».

«Мне кажется, что обсуждать индивидуальные вкусы достаточно сложно, потому что это жутко многомерная вещь и никакой вертикальной иерархии там быть не может, – сказал Александр Сергеев из журнала «Вокруг света». – А вот говорить о массовых вкусах и влиянии на них стоит. Может ли функционирование системы в течение какого-то времени привести к сдвигу в среднем массовом вкусе?».

А. ответил, что возможные последствия внедрения принципиально новой социальной практики очень трудно предвидеть «на берегу», и, тем не менее, дал свой прогноз: «Сегодня говорить об иерархии качества в искусстве и вообще о том, что такое качество – это дурной тон. Но я очень надеюсь, что рекомендательный сервис все-таки высветит иерархии качества, позволит говорить об этом не от себя, не с риторическим пафосом, а рационально. Не знаю, как именно это получится. Пока лишь угадываю».

Полный текст дискуссии на круглом столе «Рекомендательные сервисы – средство борьбы с деградацией вкуса».


in english
контакты

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев