missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Президент Фонда научных исследований «Прагматика культуры» Александр Долгин


Я не сделал хорошие проекты в сфере культуры лишь потому, что не нашел грамотных исполнителей.

Экономисты рассматривают проблему подготовки арт-менеджеров со стороны спроса и со стороны предложения. Номинально они есть, но со стороны работодателя, со стороны реальных дел, проектов и программ – в них ощущается острейший дефицит. Сейчас на государственном уровне разрабатывается культурная политика. Ее трудно разрабатывать, потому что все равно некому претворять эту политику в жизнь. Любая политика без людей становится бессодержательной.
Коммерческие и некоммерческие сектора культуры нуждаются в управленцах. Если кто-то из руководителей организаций обращается на рынок труда, то выясняется, что из сотни рекрутинговых фирм ни одна не имеет в своем реестре такой вакансии и предложений по этой вакансии. Все трудоустройство идет по частным каналам, через рекомендации. В то же время, спрос есть – прежде всего, со стороны СМИ, культурных программ и акций, выставок, книгоиздательства и т. д.
Подготовка менеджеров культуры в России ведется в гуманитарных вузах. Но, на мой взгляд, более целесообразно готовить их на базе фундаментального экономического, менеджерского образования, профилируя на последних курсах специфику культурных задач. В деятельности культурных фирм и проектов есть глубокая экономическая логика. Она не всегда только экономическая, но, например, такие вещи, как возрастающая отдача от масштаба, условно постоянные издержки, стратегическое поведение и т. д. – обязательно знать изначально, чтобы понимать внутреннюю механику процесса. В гуманитарных институтах студенты этой подготовки не имеют. На их долю выпадает лишь некое «натаскивание по образцам» или трансляция опыта бюджетного, советского управления, где говорится про себестоимость, про то, как потратить деньги, но совсем ничего не говорится об источниках финансирования, о цене денег и т. д.
Но если принимать логику подготовки менеджеров культуры на базе экономического образования, то нужно ожидать на этом пути большие трудности. Главная проблема: как соединить две трудно встречающиеся и редкие по отдельности компетенции – экономическую и культурологическую.
Речь идет о подготовке «срединного слоя» менеджмента. Управленцев, которые умеют делать реальное дело в реальных менеджерских процедурах, аспектах. Руководитель отдела дистрибуции в издательстве. Продюсер сериала. Заместитель директора музея по коммерции. Именно эти люди занимаются вопросами составления контрактов, ценообразования на продукты культуры, устроения культурной фирмы и т. п.
Моя позиция продиктована реальной жизненной проблематикой. Я не сделал какие-то проекты в сфере культуры, которые очень хотел осуществить, только потому, что просто не было исполнителей, умеющих, к примеру, считать денежные потоки, которым не нужно объяснять от самых азов, что такое дисконтирование, скажем. Раз он этого не понимает, значит ему кажется, что я несправедлив, значит мы не можем договориться.
Менеджеры должны готовиться во всех сегментах культуры – коммерческом и некоммерческом. Всюду должен быть менеджмент, но разный. Кассовый разрыв или сумасшедшие доходы – всюду есть проекты, а значит, project-менеджеры. Но в России много хороших начинаний не удается исполнить, потому что нет достаточного количества квалифицированных управленцев в сфере культуры.


Круглый стол «Проблемы подготовки менеджеров в сфере культуры»
Москва, ГУ-ВШЭ, 30 июня 2005г.

Научно-практический семинар «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения)»
Москва, РГБ, 22 марта 2005г.

Круглый стол «Действует ли в культуре ухудшающий отбор?»
Москва, Клуб «Билингва», 2 февраля 2005 г.

Круглый стол на тему «Кому принадлежит звук в такси?»
Москва, Фонд "Прагматика культуры", 22 декабря, 2005 г.

Семинар «Прагматика культуры»
Таруса, 2 июля 2004 г.

Семинар «Культура и бизнес. Институциональные перспективы индустрий творчества»
Москва, 11 декабря 2003

Правда о потраченном времени: его можно измерить в деньгах

войти
регистрация
карта сайта
форум
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев