missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

«Такси или блюз» Янина Дубейковская.

Деньги как субстанция, заряженная психологической энергией глубинных чувств, являются способом внесения адекватности и «взрослости» для понимания неочевидных и запутанных вопросов в диапазоне от бытовых до социокультурных. Деньги представляются значимой реальностью, которая придает весомость всем транзакциям, в которых они так или иначе участвуют.

Эквивалентность денег заключается в том, что, получая и тратя их, мы приобретаем (избавляемся от) нечто большее (го) и, как правило, не осознаем реальную картину этих приобретений-потерь. То есть, деньги, помимо своего потребительского значения, имеют глубинное психологическое значение, которое непосредственно доступно бессознательным составляющим потребителя.

С точки зрения потребителя, существуют две логики траты: логика свободы и логика принуждения. Первая логика – это плата за выбор или другую значимую для личности ценность. Принудительная плата, своеобразный продуктовый набор «в нагрузку», как правило, достигается манипулятивными технологиями. Безусловно, мы наблюдаем процессы перехода психологического статуса траты от одного вида к другому. Например, если манипулятивной рекламе удается «загрузить» товар или услугу значимыми психологическими эквивалентами, то объект манипуляции превращается в субъекта свободной траты. Например, если человеку удается внушить, что связь «Мегафон» для тех людей, от которых зависит будущее, то он платит за свою позитивную идентичность, за ценное для него ощущение значимости. Принуждение должно оплачиваться его субъектами и никак не возможно найти логику оплаты принуждения его объектом. Культурное принуждение обычно имеет иные мотивации, нежели садистические. Это, прежде всего, идеологические цели и извлечение прибыли на культурных рынках.

Продукты культурных рынков в значительно большей степени «загружены» глубинными мотивациями потребителей, нежели потребительские рынки. Соответственно, «проясняющая» роль денег здесь еще более важна, хотя и не столь очевидна. Кроме того, потребление на культурных рынках заведомо в меньшей степени может мотивироваться в логике принуждения. Поэтому ставя вопрос «такси или блюз?», мы прежде всего подчеркиваем разницу потребительских и культурных продуктов и подчеркиваем ситуацию выбора (осмысленного, в большей или меньшей степени), без которого потребление на рынках культуры невозможно.

В случае вопроса об оплате музыки в маршрутных такси можно допустить, что водитель находится в режиме выбора (слушать или не слушать, какую волну выбрать, какую громкость сделать и т. д.) и, в этом смысле, пребывает в режиме индивидуального потребления культурных ценностей. Остальные слушатели радиомузыки находятся в режиме принуждения и получают ее в нагрузку к услуге, за которую они готовы осознанно платить. То есть, отсутствуют и поверхностная, и глубинная мотивации потребителей на трату. В этом случае невозможно говорить о коммерческом использовании музыкальных произведений, поскольку они не влияют ни на мотивацию потребления, ни на качество основной услуги. Более того, можно говорить о принуждении, которое может вызывать отторжение у конкретных потребителей.

Предположим, что на рынке автоперевозок существовали бы элементы выбора: например, потребитель мог бы решать, какую радиоволну выбрать, или имел возможность выбирать конкретные музыкальные произведения. Мог бы выбрать, ехать ли ему на маршрутном такси с музыкой или без. В ситуации принуждения нет позитивных психологических эквивалентов для денежного выражения – потребитель может платить только за избавление от принуждения. В этой логике с таким же или даже большим успехом можно предложить пассажирам маршруток платить за то, чтобы ехать в тишине. То есть оплата музыки в маршрутном такси невозможна, поскольку нет самого факта потребления продуктов культурного рынка. Есть еще один существенный аспект, позволяющий негативно отнестись к идее оплаты радиомузыки в такси. А именно психофизиология потребления, то есть адекватные психологические и телесно-физиологические условия потребления продуктов культуры. В наших маршрутных такси телесно человек крайне стеснен и ограничен, психологически депривирован и агрессивен. Такие психофизиологические предпосылки не совместимы с полноценным культурным потреблением. Психофизиологическое состояние может быть настроено или на такси, или на блюз.

Таким образом, вопрос «Такси или Блюз?» – не вопрос потребления на культурном рынке, а вопрос его формирования и поиска его границ. Полагаю, что в вопросе оплаты музыки, которая транслируется по радио в маршрутных такси мы имеем дело как раз с границей культурного рынка.


Научно-практический семинар «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения)».

Круглый стол «Действует ли в культуре ухудшающий отбор?»
Москва, 2 февраля 2005 г.

Круглый стол на тему «Кому принадлежит звук в такси?»
Москва, 22 декабря, 2005 г.

Семинар «Прагматика культуры»
Таруса, 2 июля 2004 г.

Семинар «Культура и бизнес. Институциональные перспективы индустрий творчества»
Москва, 11 декабря 2003

Правда о потраченном времени: его можно измерить в деньгах

войти
регистрация
карта сайта
форум
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев