missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Директор программы «Культура» Михаил Гнедовский



В Европе к арт-менеджменту в сфере некоммерческой культуры пришли только в 90-е годы ХХ века.


Прежде чем обсуждать, как готовить арт-менеджеров, целесообразно сделать шаг назад и понять, почему мы так убеждены, что их надо специально готовить?
Американский опыт для нас не очень показателен в том смысле, что в Америке культура всегда была в рынке. Европейский опыт для нас интереснее, потому что там некоммерческая культура была в абсолютно государственной зависимости еще 20 лет назад. Тогда не было никаких разговоров про менеджмент, потому что сидел директор музея, по образованию искусствовед, и думал о том, как сделать развеску залов. Если у него прохудилась крыша, то он снимал трубку телефона, звонил в вышестоящее ведомство, приезжали люди и все делали. Еще в начале 90-х годов крупнейшие музеи в Англии с оборотом по 50–100 миллионов фунтов год не имели собственных банковских счетов. Это означает, что финансовым управлением, строительством, починкой крыши – этим всем занимались государственные структуры. Все разговоры о менеджменте начались в тот момент, когда на рубеже 80–90-х годов их отодвинули на расстояние вытянутой руки и сказали: «Ребята, мы вам будем продолжать давать деньги на каких-то условиях, но как крышу починить, билеты продать – думайте сами».
Дальше образовался кризис профессии, потому что искусствоведы, художники или артисты оказались профессионально несостоятельными. Они не могли управлять этими государственными субсидиями. Они не могли привлекать дополнительные деньги со стороны. Они не могли понять, в каких рынках работают, кто их публика и т. д.
Первое, что они сделали, – пригласили людей из бизнеса. Они учредили должности специальных executive directors, которые параллельно с ними работали и решали все эти вопросы. Потом этих искусствоведов стали учить бизнесу. Потом обнаружили, что есть некая разница между премудростью бизнес-школы и премудростью управления организацией культуры. Тогда они сказали, что нужны бизнес-методики, но с поправками. То есть, в Европе эволюция к арт-менеджменту была проделана в 90-е годы.


Круглый стол «Проблемы подготовки менеджеров в сфере культуры»
Москва, ГУ-ВШЭ, 30 июня 2005г.

Научно-практический семинар «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения)»
Москва, РГБ, 22 марта 2005г.

Круглый стол «Действует ли в культуре ухудшающий отбор?»
Москва, Клуб «Билингва», 2 февраля 2005 г.

Круглый стол на тему «Кому принадлежит звук в такси?»
Москва, Фонд "Прагматика культуры", 22 декабря, 2005 г.

Семинар «Прагматика культуры»
Таруса, 2 июля 2004 г.

Семинар «Культура и бизнес. Институциональные перспективы индустрий творчества»
Москва, 11 декабря 2003

Правда о потраченном времени: его можно измерить в деньгах

войти
регистрация
карта сайта
форум
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев