missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

А я люблю свою жену…

Теоретики информационной экономики показали, что происходит на рынке, когда продавцы знают о потребительском качестве товаров больше, чем покупатели. И доказали, что в этом случае товары с низким качеством начинают доминировать на рынке. В том случае, когда речь идет о рынках культуры, аргументы «обычных» рынков часто не срабатывают. Это происходит по целому ряду причин, но, в первую очередь, проблема заключается в том, что культурные продукты относятся к области вкуса, и их объективная ценность не может быть определена. Распознавание качества тесно связано с субъективными моментами, и, потому, даже самые «абстрагирующиеся» теоретики часто не способны не смешать свое восприятие культурных процессов с наличными объективными тенденциями развития этих процессов. Свой личный культурно-потребительский опыт они экстраполируют в систему «научных доводов». Довольно распространенный аргумент в споре о наличии/отсутствии тенденции неблагоприятного выбора звучит так: «Я культурный человек, но мне нравятся боевики. Я их потребляю. И если они вам не нравятся, это не значит, что в культуре упадок…» Этот аргумент звучит примерно так, как, если бы в дискуссии о перспективах института брака кто-то сказал: «А я люблю свою жену».
Изначально имеет смысл оговориться, что тенденция – строго экономическое понятие, а не культурологическая метафора. Это отнюдь не то же самое, что в культурологии обозначалось многократно как «закат Европы», «сумерки богов», «торжество фельетонной эпохи» или «кризис искусства».
Отмечая вклад нобелеатов в области анализа рынков с асимметричной информацией, Королевская академия наук Швеции, в частности, заявила: «Эти разработки применимы в бесчисленном количестве различных областей, от традиционных сельскохозяйственных рынков в развивающихся странах до современных финансовых рынков в странах с развитой экономикой».
По традиции, проблемы культурных рынков решаются по «остаточному» принципу – либо факультативно, либо с прямой проекцией «готовых» решений из рынков утилитарных. Исследование проблемы в культурной сфере представляет собой не просто «копирование» вскрытых на иных рынках механизмов сопротивления обратной селекции. Оно предполагает переосмысление концепции Акерлофа в реалиях и тонкостях экономики символического обмена. В результате, возможно, не только вопрос «есть ли на рынках культуры» получит свой ответ, но и вопрос, как нам всем, потребителям символических благ, любителям искусства, знатокам литературы и т. п., технологично и эффективно противостоять тенденции adverse selection.
Однако, начинать следует с диагностики: действует ли в культуре ? Поиск ответа на этот вопрос и есть задача ближайшего «круглого стола».


войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев