missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

, Михаил Грунин

Яйца курицу не учат

По мнению учредителя Ассоциации «Золотая маска» Эдуарда Боякова, «сегодняшнее общество предельно технократично – это касается и властных, и бизнес-структур, неспособных вести конструктивный диалог с деятелями культуры. Я, например, вижу свою миссию в том, чтобы бороться с «технологическим» стилем управления и отношений. Мне кажется, что успех в управлении культурой может прийти лишь со стороны культуры. Физик никогда не сможет стать лириком, а лирик физиком – сможет», – заявил Э. Бояков.
Саму постановку вопроса он отождествил с «конгрессом хлопководов в Архангельске. Они собираются и на полном серьезе обсуждают, какой хлопок и каким способом выращивать в Архангельской области. Как можно обсуждать то, чего нет? Культура не позиционируется ни властью, ни бизнесом как экономический ресурс. Власть вообще не проводит никакой культурной политики», – пожаловался Э. Бояков.
Профессор Высшей школы экономики парировал тоже образно: «Вы против индустриальной армии выставляете ополчение с трехлинейками. Эти вшивые рати, естественно, сметают. А те, кто чудом выжил и отполз в сторону, очень удивляются – как же так получилось-то? И потом начинают жаловаться, что ничего поделать, мол, нельзя – нет у нас культурной политики».
«Хотеть не значит мочь, – продолжил А. . – Кто сказал, что художник или актер может стать хорошим менеджером? Скорей наоборот. Давайте лучше разберемся: откуда взять арт-менеджеров, способных эффективно управлять культурой?».
Как бы отвечая на поставленный вопрос, А. озвучил свое понимание проблемы, предложив готовить менеджеров культуры на базе фундаментального экономического образования и давать им на последних курсах гуманитарный факультатив.
«В работе культурных фирм и проектов есть глубокая экономическая логика. Она имеет свою специфику, но основа там вполне понятна – она экономическая. И менеджеру, чтобы успешно действовать, надо знать прежде всего ее. Гуманитарное образование ничего не говорит об источниках финансирования, бухгалтерском учете, структуре контрактов и т.д., а без знания этих вещей ничем управлять невозможно», – подчеркнул он.
Впрочем, проф. признал, что «путь подготовки арт-менеджеров на базе экономических вузов довольно труден, поскольку тут необходимо соединить две в принципе несоединимые компетенции. Но есть несколько фундаментальных экономических тем, не разбирая которые, нельзя быть управленцем в сфере культуры. Этими темами я бы назвал защиту интеллектуальной собственности, структуру контрактов между коммерцией и искусством, проблемы ценообразования, проблему навигации потребителя в культуре. Возможно, именно они составят набор курсов в предполагаемой программе подготовки этих специалистов», – надеется А. .

Курица на серых яйцах

Участники семинара попытались представить, как надо готовить успешных арт-менеджеров, при которых культура должна процветать. Президент российского отделения Международной Рекламной Ассоциации Борис Еремин считает, что «менеджмент культуры должен быть отдельной дисциплиной. Этот специалист должен быть разносторонне образован, как человек, способный делать деньги из «незаметных» ресурсов. Так, например, бывает в туризме, когда зарабатывать начинают объекты, которые тысячи лет не приносили никакого дохода, пока кто-то не догадался брать плату за их осмотр. Арт-менеджер должен сочетать математические, экономические знания, системно мыслить и еще быть гуманитарно образованным. Кстати поэтому, как в режиссуре, вряд ли ему можно рассчитывать на успешное трудоустройство сразу после учебы, вначале надо набраться опыта», – отметил Б. Еремин.
Однако ситуация в культуре сегодня такова, что нет никаких гарантий того, что арт-менеджер в принципе захочет трудоустраиваться по специальности. Директор по работе с регионами Ассоциации менеджеров культуры Владимир Сорокин привел данные, по которым 70% подготовленных арт-менеджеров просто-напросто ушли в бизнес, далекий от культуры вообще. «Приватизация культуры приводит к непрозрачности рынка, он становится серым. И сейчас очень сложно разработать легальную культурную политику, и, как следствие, действенные программы обучения для менеджеров культуры», – считает А. Сорокин.
Поэтому главный редактор газеты «Культура» Юрий Белявский попросил не торопить события. «Любая дисциплина создается долго, – заметил он. – Не надо переводить англоязычные учебники, они неприемлемы в российских реалиях. Надо писать свои. И экспертами в этой сложной и кропотливой работе, наряду с известными людьми, должны стать директоры провинциальных театров – те, кто соприкасается с нашей повседневностью, ест «черный хлеб культуры».
«Если готовить арт-менеджеров лишь на основании экономических дисциплин, ничего хорошего не получится, – продолжил мысль Ю. Белявский. – Должна быть экономика и многочасовые гуманитарные факультативы. Ведь если, скажем, экономист придет после института управленцем в театр, и не будет знать театральной специфики, он тут же начнет «оптимизировать расходы» примерно так: в штате у нас 78 человек, а на сцену выходит 20 – это нерационально, 58 надо сократить. В итоге театр развалится», – подвел он неутешительный итог.

Колумбово яйцо

Ректор Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства Елена Левшина напомнила, что обсуждаемый вопрос далеко не нов. «В 1968 году я впервые участвовала в его обсуждении, а в 1974 году провело подобную дискуссию уже по всему миру», – вспоминает она.
В то же время Е. Левшина предложила удивительно простой способ решения проблемы, отвергнув саму проблему. «Обсуждение компетенции арт-менеджеров вечно, потому что профессия особая и требует особой одаренности, – считает она. – Образное мышление, плюс способность мыслить операционально, плюс специальные навыки – таких людей мало, их надо искать.
На моей памяти лучшим арт-менеджером был руководитель Омского академического театра драмы Мигдат Ханжаров. Какое у него образование? Я своими глазами видела у него какую-то справку об окончании Свердловской театральной студии. А менеджер от бога».
«Мы не собираемся готовить Дягилевых и Ханжаровых, – попытался вернуть дискуссию в прежнее русло А. . – Таких людей, понятно, мало и их учить не надо – они сами так или иначе дадут о себе знать. Речь идет о подготовке специалистов «среднего звена», без которых культура нежизнеспособна. Начальник отдела дистрибуции в глянцевом журнале, театральный администратор, специалист по заключению контрактов в студии звукозаписи – вот о каких менеджерах идет речь!».
Декан Школы российских исследований Высшей школы экономики Леонид Ионин поддержал коллегу: «Есть практическое решение задачи, и нет пропасти между бизнес-менеджером и менеджером культуры. Поэтому необходимо работать над созданием учебников, учебных курсов. Можно относиться к учебным планам и курсам презрительно, но без них мы никого не подготовим. Арт-менеджер – это не артист, который руководит театром, и не художник, который руководит музеем. Это совершенно особая профессия.
Государственную политику в сфере культуры надо реализовывать, и это задача менеджерская. Свести вместе интересы общественных институтов, рынка, государства – под силу лишь специально подготовленным людям. Они должны стать сообществом, способным проводить эту политику», – подчеркнул Л. Ионин.

Проблема не-выеденного яйца

Споры об арт-менеджменте, действительно, не новы. Примечательно, что еще в начале 90-х крупнейшие британские музеи, с годовым оборотом в 50 млн. фунтов, не имели собственных банковских счетов – они целиком находились на государственном балансе. Если у директора – искусствоведа по образованию – текла крыша, он поднимал телефонную трубку, приезжали специально обученные люди и чинили. Потом начался так называемый кризис профессии – культурные учреждения пустили в свободное плавание. Первое, что сделали эти искусствоведы – пригласили людей из бизнеса. Ничего хорошего не получилось. Тогда этих искусствоведов стали обучать бизнесу. Опять не получилось. И лишь тогда англичане пришли к вопросу о менеджменте в сфере культуры. Видимо, мы идем тем же путем.


zt

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев