missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Почему черная икра дороже красной? (интервью с Дэвидом Тросби)

На провокационные вопросы Александра а отвечает ведущий эксперт ЮНEСКО по вопросам культуры Дэвид Тросби.

Александр : Как случилось, что Вы стали исследовать именно экономику культуры? С какого момента Вы поняли, что «обычная» экономика не способна ответить на все вопросы в поле культуры?

Дэвид Тросби: Я начал заниматься экономикой культуры, потому что в творческих индустриях есть интересные проблемы, которые можно анализировать с экономических позиций. Я считаю, что именно экономический анализ может помочь разобраться в вопросах культуры и искусства. Даже несмотря на то, что здесь существуют определенные ограничения, и для изучения данных аспектов необходимы несколько иные подходы.

А. : Как вообще можно характеризовать положение дел в культуре и тенденции ее развития – позитивно или негативно? Могут ли экономисты ответить на этот вопрос, не выходя за рамки своей дисциплины? Действует ли в многотиражной коммерческой культуре – adverse selection (термин экономиста-нобелиата Акерлофа)?

Д. Тросби: Сомневаюсь, что могу говорить об общих тенденциях развития культуры в целом. Если нынешняя политика , направленная на выработку соглашения о культурном многообразии, даст результаты, это придаст культуре больший вес на национальном и международном уровнях.

А. : Как Вы оцениваете перспективы экспертных инстанций (критика, конкурсы, рейтинги) в коммерческой художественной культуре? Справляются ли они со своей миссией, дают ли потребителям качественную навигацию в мире книг, музыки, кино?

Д. Тросби: Экспертные инстанции играют и будут играть определенную роль в информировании потребителей и, следовательно, в процессе улучшения работы рынков. При условии, что эксперты действительно знают, о чем говорят.

А. : Известен Ваш скепсис в отношении денег как средства рефлексии в культуре. Вы писали в своей книге, что рыночная цена является неполным индикатором ценности культурного блага. Я с Вами согласен. Служат ли деньги рефлексии, и можно ли по финансовым показателям судить о качестве культурных процессов? Может быть, необходимы какие-то другие показатели, (мне сдается, непременно численные) и если да, то какими они могли бы быть?

Д. Тросби: Я, наряду с другими исследователями, занят поиском средств оценки «культурной ценности» как вспомогательного инструмента для оценок в денежном выражении. Но во всем мире такие исследования находится на ранней стадии развития.

А. : Вы выдвинули идею декомпозиции культурной ценности и наметили пути оценки составляющих. Но не кажется ли Вам, что применить этот подход на практике вряд ли возможно?

Д. Тросби: Мы все еще работаем над этим, и здесь далеко не все еще ясно.

А. : Какова, вообще, роль денег в культуре? Видите ли Вы противоречие между интересами бизнеса на ниве культуры и непрофессионального сообщества культуры, то есть публики?

Д. Тросби: Даже если мы сможем провести различия только с точки зрения экономических ценностей (не культурных) между благами для бизнеса и для культурного сообщества, этого будет вполне достаточно для последующего решения проблемы. Коммерческая культура производит «товары» индивидуального потребления для личной выгоды, тогда как общественное благо – это то, что необходимо обществу в целом.

А. : Вы как-то проницательно заметили, что придание понятию культурной ценности операционального вида было бы благом для культурного сообщества. Придать операциональность, как я понимаю, это значит сделать измеримым, выразить в числе. Тогда о культурном капитале или, вспоминая Бурдье, о капитале символическом можно будет судить так же строго, как о денежном. По аналогии с тем, как рост денежной капитализации – благо для хозяйства, благом для культуры станет приращение символического капитала. Как Вы думаете, можно ли из этого посыла вывести универсальную цель культуры?

Д. Тросби: Я согласен с Вашим утверждением, но не совсем понимаю, что Вы имеете в виду под «универсальной целью культуры».

А. : Я полагаю, что предметом количественных оценок должно стать воспринимаемое потребительское качество культурных благ, а средством измерения – деньги. Но деньги должны уплачиваться непременно после потребления, причем это должно делаться на добровольной основе. Что Вы на это скажете?

Д. Тросби: Если Вы имеете в виду, что необходимо предлагать людям платить за осуществленное потребление культурных благ, то это может быть реализовано. Полагаю, в этой области было проведено несколько экспериментов, например, людям предоставлялась возможность оплатить представление не до его просмотра, а после.

А. : Как Вам видятся перспективы института авторского права, учитывая растущие возможности интеллектуального пиратства, связанные с прогрессом информационных технологий?

Д. Тросби: Я считаю, что в рамках самих информационных технологий существуют возможности для того, чтобы в конечном итоге победить – в том числе, и интеллектуальное пиратство. Но это пока не реализовано.

А. : Не является ли пиратство формой вспомоществования благополучных обществ в адрес обществ отстающих?

Д. Тросби: Вы это видите так. Я бы предпочел укрепление институтов интеллектуальной собственности. А вспомоществование оставил бы более прямым методам.

А. : В заключение шуточный вопрос: почему черная икра дороже красной?

Д. Тросби: По той же причине, что австралийское Шардоне дороже белого Совиньон.



zt

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев