missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Сорок лет спустя (интервью с Уильямом Баумолем)

«Отец-основатель» экономики культуры а.

А. Б. Александр : Сорок лет назад вы поставили исполнительским искусствам диагноз «болезнь издержек». Как Вы считаете, вылечена ли эта болезнь, и если да, то за счет каких усилий этого удалось добиться? Не перешла ли болезнь в хроническую форму?

Уильям Баумоль: Жизнь показывает, что болезнь не излечена. Издержки на образование и здравоохранение, так же как и на живые исполнительские искусства продолжают расти быстрее, чем инфляция практически повсеместно. Болезнь является хронической, потому что эти виды деятельности по сути своей препятствуют инновациям, экономящим трудозатраты, так как природа и качество этих услуг требуют непосредственных вложений труда.


У. Баумоль
В 1966 году Уильям Баумоль опубликовал работу «Исполнительские искусства: экономическая дилемма», написанную в соавторстве с Уильямом Боуэном. Авторы впервые доказали, что издержки культурных организаций превышают их доходы, и чтобы покрыть эти издержки, необходимы частные и общественные взносы. Баумоль ввел понятие «болезни издержек» и предсказал их дальнейший рост в искусстве, опережающий рост цен в экономике. У теории «болезни издержек» есть и сторонники, и противники. Однако книга Баумоля и Боуэна до сих пор остается ориентиром изысканий в области грантовой поддержки искусства. Ее историческую роль тоже трудно переоценить: благодаря «Исполнительским искусствам» в США, Великобритании, Франции, Японии и ряде других стран увеличили субсидирование творческой деятельности.


А. : Исторически так сложилось, что в России культура преимущественно на попечении государства. В конце 2004 года Правительство России инициировало реформирование социальной сферы, в которой театры и музеи существуют на единых основаниях с образованием и здравоохранением. Упрощенно, суть реформы в создании условий для частных инициатив в этой сфере путем разделения учреждений культуры на полностью государственные и полностью коммерческие. Есть ли у Вас «рекомендации» российским властям по культурной политике?

У. Баумоль: Я думаю, что желательно использование двух источников финансирования, потому что это способствует разнообразию и нововведениям в искусстве, без которых оно становится статичным.

А. : Кто должен платить за культуру? В каком соотношении бюджет культуры должен наполняться за счет государства, меценатов и спонсоров, и какая часть нагрузки может лечь на конечных потребителей?

У. Баумоль: Как у экономиста, у меня нет ответа на этот вопрос. В демократическом обществе это должно решать само общество, хотя оно должно быть хорошо информировано о последствиях своего выбора в терминах доступности культурной деятельности и издержек.

А. : Можно ли реформировать театр и музей по одним и тем же принципам, или в экономическом плане (с точки зрения возможных источников финансирования) эти сферы принципиально различны и нуждаются в разных правилах игры?

У. Баумоль: Опыт показывает, что процессы финансирования театров и музеев по сути своей различны, но я не изучал экономику музеев.

А. : В США театры и музеи под частным патронажем, а в Европе в значительной мере под государственным. Какой вариант предпочтительней для России?

У. Баумоль: я думаю, что некоторая степень государственного финансирования неизбежна. Но я не стал бы поручать эту работу единственному учреждению, поскольку это приведет к созданию «официального вкуса» и будет препятствовать разнообразию и творчеству.

А. : Не кажется ли Вам, что ныне болезнь издержек стремительно поражает других участников культурного поля, а именно — институт экспертизы качества произведений (критика, колумнисты, конкурсы, биллборды…)? Индустриальное культурное производство, особенно, в сфере кино, музыки, книги, телевидения высокотехнологично, а экспертиза произведений ведется, по-старинке, вручную. Я называю это «болезнью растущих издержек аттестации произведений». Какими Вам видятся методы противостояния этой новой модификации болезни?

У. Баумоль: Другие сферы культуры также поражены болезнью издержек. Но многие не понимают, что болезнь издержек сама предоставляет средства, которые позволяют обществу жить с ней. Болезнь появляется потому, что производительность растет во всех сферах экономической деятельности, но с разной скоростью в различных секторах. Растущая производительность означает, что общество может позволить себе больше ВСЕГО – несмотря на растущие издержки.

А. : Согласно Вашей теории, малотиражная культура утрачивает конкурентоспособность, поскольку имеет ограниченный ресурс повышения производительности труда. Это так, если постулировать, что цена на блага, предоставляемые исполнительскими искусствами, должна быть сравнительно низкой. Иными словами, она должна отвечать исторически сложившимся представлениям людей о «справедливой» цене, делающей культуру равнодоступной.

Но, может быть, пришла пора менять эти представления, объяснив людям, что их требования равнодоступности могут столкнуться с нежеланием творцов и исполнителей работать без оплаты? Ведь понятно, что если какая-то группа людей хочет, чтобы специально для нее производились определенные редкие блага, то она должна быть готова возместить затраты на их производство. В индустриях роскоши и вкуса (модная одежда, интерьер, вино и т.п.) этот принцип экономического ценообразования принят в общественном сознании. И никто не возмущается дороговизной , к примеру, предметов роскоши, и не сетует на их неравнодоступность. Почему в исполнительской сфере должно быть иначе, и кто должен обеспечивать экономические стимулы творцам? Ведь в противном случае неизбежна их миграция в те сферы, где их ждет адекватное вознаграждение — то есть в многотиражные сегменты индустрий культуры.

У. Баумоль: Я согласен.

А. : Как Вы могли бы описать свой статус потребителя культуры? Любите ли Вы искусство? Страдаете ли Вы по поводу тех художников, которые несправедливо прозябали всю свою жизнь, а после смерти озолотили собственников своих произведений?

У. Баумоль: Я люблю искусство и сам являюсь художником и скульптором. Некоторые мои картины можно увидеть в интернете по адресу . И я не очень много думал о вознаграждении умерших художников.

А. : Как Вам кажется, считаетесь ли Вы «почетным членом» культурного сообщества – в том смысле, что благодарна ли Вам американская культура за внесенный Вами экономический вклад в ее становление?

У. Баумоль: Да.

А. : какие исполнительские искусства Вы лично предпочитаете? Покупаете ли Вы билеты на концерты и спектакли, или Вас приглашают?

У. Баумоль: Я предпочитаю камерную музыку и театр, и сам покупаю билеты.

А. : Коллекционируете ли Вы искусство? Или оно для Вас – лишь научный объект?

У. Баумоль: У меня есть свои собственные картины и скульптуры.

А. : Считаете ли Вы, что у дисциплины «экономика культуры» есть серьезное самостоятельное будущее? Или ее ждет судьба всегдашней падчерицы «большой экономики»?

У. Баумоль: Экономика культуры имеет независимое будущее, но я не ожидаю, что она станет приоритетным интересом большинства экономистов.


zt

войти
регистрация
карта сайта
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


Дарья
Уважаемый Александр Долгин, очень грустно, что Вы сравниваете культуру с предметами роскоши. Думаю, Вы как глава исследовательского центра в сфере культуры прекрасно представляете, что основной потребитель культуры -- это интеллигенция, а в нашей стране она совсем не синоним богатой группы общества и это не она потребляет дорогие меха, французские вина и бриллианты. Вы утверждаете, что людям пора понять, что если они не будут платить, то артисты "оттекут" в более прибыльные сферы деятельности, а Вы не думали о том, захотят ли артисты работать исключительно для тех, кто может платить. Грустно, что в то время как в западной Европе (хотя я прекрасно понимаю, что наши ситуации трудно сравнимы) искусство борется за зрителя, пытается быть доступным для всех (пусть это остаётся по-прежнему трудно достижимым), в России развиваются (в том числе благодаря Вам) теории культуры для элит, и при этом, элит финансовых. А нужна ли такая культура, мы ведь уже не в XIX веке? Не было бы более полезным разбудить совесть государства и поторопить его принять некоторые законы, но не разрушающие культуру (на это оно у нас мастер), а укрепляющие её (например, закон о меценатстве)? Тем не менее было очень интересно прочитать интервью с Баумолем. И пусть он одобрил ваше высказывание, но ведь он, если я не ошибаюсь, американец, а американская культурная модель Вам прекрасно известна. Только Вам также известно, что американское обшество и американский уровень жизни -- не российские, да и, если честно, американской демократии, я бы предпочла европейскую. Надеюсь, мой комментарий не оставит Вас равнодушным. Дарья, студентка Мастер 2 "Культурная политика и управление культурой", Институт Европейских Исследований при Университете Париж 8.