missio
персоналии
события
сми о нас


исследования
проекты
издательство
образовательная программа


статьи
рефераты
ссылки


связаться
команда
сотрудничать

Право на музыку в маршрутке

Развитие и совершенствование технических средств записи и радио-, телевещания значительно расширяет рамки использования музыкальных произведений, что создает определенные проблемы как для владельцев авторских прав, так и для организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами. Анализ взаимоотношений в сфере публичного воспроизведения музыкальных произведений в маршрутных такси показывает, что не только автору, но и организациям становится все труднее контролировать и распределять роялти за использование музыкальных произведений.

О защите прав потребителей. Радиопередачи являются объектами авторского права, художественной деятельностью, охраняемой законом. Однако, вопрос о том, являются ли они именно той услугой, которую пассажиры маршруток обязательно захотят оплатить, не может быть решен однозначно.

Потребители блюза в маршрутках – это не родственники, не друзья, не коллеги, которые садятся в маршрутку, чтобы послушать музыку, это – малая социальная группа, часто именуемая «трамвайный коллектив».

Среди пассажиров маршруток всегда найдутся лица, которым нравится слушать музыку (М) и лица, равнодушные или отрицательно настроенные к звучанию музыки (Н) (Рис.1).

 

Обозначения:

А – авторы и исполнители музыки;

В – водители;

Р — рекламодатели;

РД — радиовещательные организации;

П — производители музыкального оборудования для автомобилей;

МД — производители музыкальных дисков;

М – пассажиры, которым нравится слушать музыку;

Н – пассажиры, равнодушные или отрицательно настроенные к звучанию музыки.

Рис.1 Автор музыки – водитель маршрутки – заинтересованные лица

В условиях товарно-денежных отношений товар или услуга должны иметь потребительную стоимость для конкретного покупателя. Если данное правило нарушается, то покупателю навязывается товар с надбавкой или дополнительная услуга, которая ему не нужна.

С точки зрения защиты прав потребителей оплачивать музыку в маршрутках должна только та категория пассажиров, которая непосредственно заинтересована в этой услуге, при условии, что предоставление услуги индивидуализировано (наушники) или достигнуто согласие пассажиров маршрутки на прослушивание определенного репертуара.

Музыка и заинтересованные лица. Вопрос охраны авторского права в маршрутных такси включает также анализ взаимоотношений «потребители музыки–заинтересованные лица».

Определенные группы лиц заинтересованы в публичном прослушивании музыки в маршрутках. Это – рекламодатели (Р), для которых расширяется объем аудитории, и радиовещательные организации (РД), которые получают конкурентное преимущество за счет дополнительного публичного прослушивания музыки в маршрутках.

Объем аудитории, которая слушает рекламу благодаря маршруткам, увеличивается в 5–10 раз, поэтому рекламодатели могут быть заинтересованы в расширении круга слушателей радиопередач несмотря на высокие тарифы на рекламу.

Вещательные организации имеют право разрешать или запрещать запись своих трансляций и ретрансляций, а также их воспроизведение. Однако, вопрос о том, могут ли они разрешить публичное прослушивание радиопередач и дополнительное вознаграждение авторам и исполнителям песен при условии их согласия на публичное воспроизведение в маршрутках, в законодательстве не урегулирован.

Особые категории заинтересованных лиц – это производители музыкального оборудования для автомобилей (П) и производители музыкальных дисков (МД), которые имеют косвенный интерес. Прослушивание музыки в маршрутках – это своего рода реклама оборудования для прослушивания музыки и реклама музыкальных произведений.

Производители автомагнитол, радиоаппаратуры и музыкальных дисков могут реализовывать сборники песен для маршруток по ценам, превышающим стандартные цены с учетом дополнительной суммы, перечисляемой авторам и исполнителям.

Таким образом, оплата роялти за прослушивание музыкальных произведений в маршрутках может быть распределена между:

- водителями;

- пассажирами, которым нравится слушать музыку;

- рекламодателями;

- радиовещательными организациями;

- производителями музыкального оборудования для автомобилей;

- производителями музыкальных дисков.

Следовательно, вопрос о том, кто должен платить авторское вознаграждение за музыкальные произведения, не может быть решен однозначно.

Авторы и исполнители. Авторы и исполнители произведений, записанных на фонограммах, имеют право на получение вознаграждения в отношении воспроизведения таких произведений после предварительно полученного разрешения с их стороны.

Правовой режим использования авторских прав идентичен для различных групп авторов. Преференции и поблажки для отдельных групп авторов не допускаются. Однако, отношение авторов к исполнению их песен в маршрутках носит субъективный характер.

Некоторые из них настроены негативно по отношению к исполнению их песен в маршутках и не дадут разрешение на публичное исполнение своих музыкальных произведений. Другая категория согласна дать разрешение за дополнительную оплату или разрешить свободный доступ без оплаты. К последней категории относятся, например, молодые исполнители или авторы и исполнители, заинтересованные в широкой рекламе.

Дифференциация правовых режимов для авторов и исполнителей музыкальных произведений при прослушивании их песен в маршрутках может в определенной степени способствовать урегулированию проблемы охраны авторских прав.

Характер передач – частное или общественное? Публичное прослушивание музыки в маршрутных такси может рассматриваться как передача интеллектуальной собственности между отдельными лицами. Анализ передачи информации может носить частный или общественный характер. Узкая концепция частного основана на идее существования круга, состоящего из семьи и близких друзей физического лица. Соответственно, другие виды передачи информации должны носить общественный характер.

В то же время, передача музыкальных произведений средствами радиовещания может рассматриваться не только как передача информации, но и как элемент технического прогресса в сфере культуры, поэтому даже Европейская Комиссия в Зеленой Книге не сформулировала жесткие критерии общественного и частного характера определенных случаев передачи произведений по цифровым сетям.

Взаимоотношения между водителем маршрутки и частными лицами могут рассматриваться как общественные отношения. Передача громкой музыки с целью доведения до всеобщего сведения попадает под действие авторского права. Если музыка звучит тихо – ее получателем является водитель маршрутки, т. е. передача носит частный характер.

Правовой режим музыкальных записей. Не может существовать единого правового режима для всех видов музыкальных записей и способов их исполнения. Так же, как установлено специфическое регулирование для определенных видов имущества или определенных объектов интеллектуальной собственности, так же должны быть разработаны собственные правила получения, хранения, обработки, предоставления и распространения и для определенных видов музыкальных произведений в определенных ситуациях.

В целом, учитывая сложность проблемы и наличие тенденции к привлечению к ответственности за незаконное распространение музыки водителей маршрутных такси, необходимы дополнительные меры, которые должны обеспечить регулирование авторских прав в данной сфере.

 


Научно-практический семинар «Правительственная реформа в культурной сфере (библиотеки, музеи, театры, архивные учреждения)».

Круглый стол «Действует ли в культуре ухудшающий отбор?»
Москва, 2 февраля 2005 г.

Круглый стол на тему «Кому принадлежит звук в такси?»
Москва, 22 декабря, 2005 г.

Семинар «Прагматика культуры»
Таруса, 2 июля 2004 г.

Семинар «Культура и бизнес. Институциональные перспективы индустрий творчества»
Москва, 11 декабря 2003

Правда о потраченном времени: его можно измерить в деньгах

войти
регистрация
карта сайта
форум
in english

ИСКАТЬ

Комментарии:


к данной статье нет комментариев