Как это ни странно, нынешняя ситуация на рынках масс-культуры дает полное право изгнать из храма экспертов и вернуть в него менял. Суть проблемы обсуждалась на семинаре в Тарусе, организованном фондом «Прагматика культуры». В основу дискуссии, в которой приняли участие ведущие отечественные политологи, культурологи и журналисты, была положена проблема ухудшающегося отбора в сфере создания и дистрибуции товаров «массового культурного потребления».
Александр ДОЛГИН,
профессор Высшей школы экономики, президент Фонда «Прагматика культуры»:
В индустриях культуры есть все предпосылки для тенденции ухудшающего отбора, и то состояние, в котором мы сегодня находим массовую культуру – есть плод набравшей силу тенденции ухудшающего отбора.
Динамика выпуска продукции культурного назначения не согласуется с возможностями человеческой рецепции.
Профессор Александр Долгин собирается продавать чувственный опыт человека на собственной бирже культурных ценностей
Можно ли достать иголку из стога сена, если стог - кипы книг, штабеля кинопленки, груды дисков, а иголка - единственно нужный тебе экземпляр? Профессор кафедры "Прагматика культуры" Высшей школы экономики Александр Долгин полагает, что созданная им система поиска облегчит этот непосильный труд. Его доклад на 13-й конференции Международной ассоциации экономики культуры, прошедшей в Чикаго, произвел сенсацию, а его фонд "Прагматика культуры" получил предложения международного сотрудничества по созданию биржи культурных ценностей.
Проект "ТЕАТРОН" Фонда научных исследований «Прагматика культуры».
Есть одно установление, которое, если мне не изменяет память, соблюдается католиками, но почему-то игнорируется православными: не торгуй в храме Господнем. Однако оставим в стороне религиозный дискурс, пусть этим занимаются богословы, а попробуем с некоторым пристрастием рассмотреть следующий момент: почему зачастую слово «культура» служит своего рода символом бескорыстного служения, словно творцы, удостоившиеся лицезреть полеты муз, композиторы и поэты, певцы и актёры, живут лишь духом святым и, аки птахи небесные, не заботятся о пропитании?
Оказывается, цена билетов на фильм или спектакль вовсе не отражает качество удовольствия, которое вы в итоге получите. То есть, например, от «мерседеса» за 50 000 долл. вы получите примерно в тридцать раз больше удовольствия, чем от ВАЗ-2106 за 50 000 р. Это известно заранее. А вот заплатив за билет на спектакль, вы вполне можете получить хорошие места, запоминающийся буфет и абсолютную ерунду на сцене.
Именно адекватной денежной оценкой эстетического удовольствия и озаботился профессор Долгин, разработав научный эксперимент и потратив на него 1 млн долл., который Александр Борисович заработал на ниве цветной металлургии, будучи управляющим компанией «Союзнихром» и ряда других фирм.
Александр Долгин – предприниматель, в 2001 году он создал фонд «Прагматика культуры», который занимается исследованиями индустрий роскоши, развлечений и искусства. Сейчас Александр Борисович работает над темой «Экономика высоких часов».
Механизм ухудшающего отбора — открытие последней трети века. Сам отбор был и прежде, но понятие «озвучено» и введено в оборот американским экономистом Джоржем Акерлофом. Акерлоф, ставший благодаря раскрытию природы выжатых «лимонов» 1 (так в Америке называют донельзя изношенные автомобили) нобелевским лауреатом, показал, что пусковым механизмом неблагоприятного отбора служит асимметрия информации — ситуация, когда одна из сторон сделки знает о ее предмете меньше, чем другая.
К налоговому бремени нужно подходить обстоятельно. Тогда оно, может быть, станет легче, хотя бы в чисто психологическом плане. Не стоит спешить с подъемом тяжестей такого рода в раннем возрасте, важнее поберечь до срока формирующиеся «налоговообязанные» органы.
Поскольку в налоговом исчислении возраст обновленной России именно таков юный, мы предпочли скрупулезному анализу жанр беседы. В этом жанре конечно нельзя претендовать на всеохватность и доказательность, но можно ждать успеха от спонтанных мыслительных реакций.