Григорий Ревзин Рецензия на книги
Александр Долгин. Прагматика культуры, Ярослав Шимов. Перекресток. Центральная Европа Коммерстантъ. № 17. 01.02.2003. Александр Долгин. Прагматика культуры. Ярослав Шимов. Перекресток. Центральная Европа Издательство «Прагматика культуры» издало книгу-манифест, она называется «Прагматика культуры» же. Написал ее Александр Долгин, и если все сложится хорошо, то он войдет в историю человечества в качестве основателя культурной денежной системы. Ибо основная идея этой книги ввод параллельной денежной системы, в которой оцениваются исключительно культурные события. Смысл примерно такой. Главная задача теоретика, по мнению Александра Долгина, узнать, что, собственно, продается в культуре. Он считает, что продается время жизни. Этого у каждого человека ограниченное количество. Когда человек потребляет какую-нибудь культурную ценность, например, читает данный текст, то он тратит на это свое время, которое уже не вернешь. Но замечено также, что если ничего не делать, то время все равно тратится, но при этом очень скучно. И наоборот, если тебе посчастливилось нарваться на какую-нибудь выдающуюся культурную ценность, то два часа с ней покажутся тебе целой вечностью но интенсивности переживания. Вот эта интенсивность переживания, точнее сказать, содержание потраченного тобой времени твоей жизни, и есть то, что продается в культуре. Проблема в том, что в силу субъективности этого содержания его Деньги эти, собственно, являются единицами времени, то есть у тебя есть, скажем, банкноты по сто часов, монеты по часу, ну и разная минутная мелочь. Дальше, как подлинный либеральный экономист, Долгий утверждает, что рынок свое наладит и все приведет в норму. В конце концов, и на нормальные деньги покупают столь разные вещи (один колбасу, а другой чистку костюма), что пойди их соизмерь. А ничего справляются. В Но вместе с тем, откровенно говоря, В таких сложных системах деньги могут привести к необратимым последствиям. Вот, например, Ярослав Шимов в книге «Перекресток» рассматривает, что случилось с Восточной Европой в последние несколько столетий. Весьма занимательные очерки про императора Франца Иосифа, про несчастного главу Венгерской Республики графа Махоя Кароли, даже про Вацлава Гавела. На целостную историю Центральной Европы это претендовать не может, на попытки По прочтении возникает такое впечатление. Центральная Европа жутко интересное и ни на что не похожее место. Тут тебе страсти, дух, гедонизм, трагизм и т. д. Но как только это начинает мериться И вот этот пример с Центральной Европой
|
||||||||
|