Русский  По-русски | English  English
  


Проекты / «Cinema»

Проект «CINEMA»

Проект «CINEMA»
06.08.2003


Друзья! Приглашаем Вас к участию в эксперименте Фонда научных исследований «Прагматика культуры».

Просим Вас оценить впечатление от просмотренного фильма: ДОПЛАТИТЬ в случае ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ реакции на фильм, или ВЕРНУТЬ себе деньги в в случае реакции ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ.

Цель эксперимента  — выявить и суммировать в деньгах Ваше общее впечатление от киносеанса. При этом характеристики кинофильма (жанр, сюжет, актерская игра, качество звука и общий комфорт, спецэффекты, камера…) остаются в компетенции критиков. Конечно, качество фильма и впечатление от его просмотра — вещи связанные, но связь эта не однозначна. Итоговое впечатление — это качество времени, которое является суммарной заслугой Вас, фильма и обстоятельств. Фильм может быть стоящим, а Вы пришли не в настроении или, наоборот, фильм — плохой, а Вы на подъеме. Поэтому, в целях определенности, мы просим Вас оценить в деньгах именно качество времени, потраченного на просмотр. Термин «качественное время» — означает время, субъективно оцениваемое зрителем, как хорошо проведенное.

Какие-то позитивные ожидания в отношении данного фильма у Вас, очевидно, были, раз Вы оказались в кинозале. Оправдались ли они? По нашему мнению, кино (и другие виды искусства) ценны тем, что открывают человеку пути к управлению качеством времени. Если искусство настоящее — оно «силой» вовлекает зрителя в свой внутренний круг, в свою историю, и внешняя предыстория уже не так важна. Проживая вымышленную историю, мы, по сути, удлиняем собственную жизнь. Поэтому оценивать искусство (в данном эксперименте — фильм) можно по тому, как оно повлияло на качество времени.

Впечатления и деньги

Собираясь в кино, мы ожидаем ярких впечатлений и переживаний. Однако, покупая билет, мы приобретаем только право присутствовать в темном зале, наблюдая за движущимися картинками. О качестве переживания, о новом зрительском опыте здесь речи не идет, их никто не гарантирует. Цена на билеты не зависит от качества фильма. «Нормальному» рынку совсем не свойственно, чтобы цена не зависела от качества предлагаемой услуги или товара, но в кино это именно так.

Мы не можем узнать о своем впечатлении до просмотра фильма. Нельзя сначала оценить фильм, а потом решить, покупать билет или нет. Правила кинопроката не предоставляют такой возможности, ведь информированный зритель может и не заплатить. Поэтому нас вынуждают сначала внести оплату, а затем — будь, что будет.

Зрительское впечатление — точный ориентир в оценке искусства, но как его оформить, чтобы открыть пониманию других людей? Это большая проблема, и до сих пор она не решена. Соблазнительное решение — собрать численные устные оценки, поскольку их легко сложить в общую картину. Но разные люди вкладывают в числа особый смысл, ведь у каждого своя мера. Чтобы привести мнения к общему знаменателю, мы и задаем общеупотребительный масштаб — деньги. К тому же, к денежным оценкам люди всегда подходят ответственней.

Фактически вопрос, на который мы ждем Вашего ответа, выраженного в доплате/изъятии, звучит так: как Вы себя чувствовали в присутствии именно этого фильма? Если Вы довольны проведенным временем, то в этом есть и заслуга фильма, значит, в нем был заложен потенциал качественного времени. Раз потенциал открылся Вам, велика вероятность, что он откроется и другим людям. Если же Вас постигла неудача, что тоже есть «заслуга» фильма, то, забрав деньги, Вы подадите предупредительный сигнал будущим (следующим) зрителям.

Для чего нужен эксперимент, что мы хотим понять?

Мы намерены свести Ваши денежные отклики в единую картину, чтобы наглядно проследить соответствие «хорошего» фильма плюсовой оценке, а посредственного — минусовой. Важно, что это — именно зрительская оценка из первых рук, без посредников. Такая оценка — честнее «рукотворных» рейтингов, информативней кассовых сборов и суждений критиков. Если «купюрная» статистика будет различаться - следовательно, предложенный способ качественно-временной оценки позволяет передать более полную информацию о фильме.

Ваше мнение станет доступным другим людям — тем, кто еще не посмотрел фильм, и оно может благотворно повлиять на выбор фильмов. Сумма зафиксированных мнений позволит в дальнейшем ввести новую систему расчетов и, тем самым, увеличить предложение хороших фильмов. Эксперимент укажет направление, в котором могут меняться правила обмена не только в кино, но в культуре в целом.

Теоретически можно ожидать результаты, четырех «идеальных» видов:

1. большинство зрителей доплатило (высокая оценка качества времени: можно предполагать, что фильм хороший)

2. все забрали деньги (низкая оценка качества времени: вероятно, фильм плохой)

3. половина зрителей доплатила, а другая половина забрала деньги (дифференцированная оценка качества времени: фильм сложный, «на любителя»)

4. никто не доплатил и не забрал деньги (оценка качества времени не выражена: фильм «никакой»)

За что все-таки мы платим, покупая билет в кино?

Билет удостоверяет только право на вход, а переживания — дело случая. Рынок, в его нынешнем устройстве, ничего с этим не может поделать, и в этом — его очевидный изъян. но есть и своя этика: плата не взимается за то, в отношении чего трудно достичь ясной договоренности. Поэтому и Если цена почти одинакова от фильма к фильму, то по ней нельзя сориентироваться в качестве, из-за этого зря тратятся время, деньги, портится настроение. Что же все-таки лучше: «вылавливать» единицы из множества (один хороший фильм на 5–10 просмотров) или как-то повлиять на эффективность выбора? Сегодня риски целиком отнесены на счет зрителя, и позаботиться о своих интересах может тоже только он сам. Для этого и предлагается наладить циркуляцию зрительских оценок: так последователи смогут ориентироваться на опыт предшественников. Если наладить подобный обмен информацией, глядишь, и фильмы станут лучше.

Цель эксперимента

Изменить правила расчетов, перенеся часть платы за фильм на момент «после просмотра» и дав зрителю право самому определять сумму доплаты или, наоборот, компенсации, в зависимости от его субъективной оценки качества «потребленного» времени.

Правила участия в эксперименте

Вместе с билетом Вы получили этот буклет и конверт с анкетой и шестью банкнотами по 10 рублей каждая (Итого: 60 рублей). Пожалуйста, сохраните все это до конца сеанса.

По окончании сеанса мы просим Вас — в соответствии с Вашей личной оценкой качества проведенного времени — либо забрать из конверта часть денег (от 0 до 50 рублей), либо доложить в него деньги в тех же пределах. Это и будет Вашим сигналом о потенциале качества времени.

Просим заполнить анкету — это можно сделать в зоне буфета и там же обсудить вопросы с организаторами.

Просим заполненную анкету вложить в конверт, доложить/забрать из него деньги и сдать его организаторам.

1. Если Вы оценили фильм положительно, поместите в конверт сумму в пределах до 50-ти

рублей, принимая во внимание шкалу оценки:

50 рублей — мне отлично

30—40 рублей — мне хорошо

0—20 рублей — мне удовлетворительно

2. Если Ваша оценка отрицательная, то заберите из конверта сумму от нуля

до 50-ти рублей, принимая во внимание шкалу:

0—20 рублей — удовлетворительно

30—40 рублей — мне плохо

50 рублей — мне очень плохо

Если Вы не уверены в своем решении доплатить (изъять), например, 30 или 40 рублей — действуйте по своему усмотрению.

С итогами эксперимента и их анализом вы сможете ознакомиться на сайте фонда «Прагматика культуры»

www.artpragmatica.ru

Со всеми вопросами Вы можете обратиться к нашим консультантам.

Заранее благодарим за участие.

|» Версия для печати




Выскажите свое мнение об этой публикации:

Имя:E-mail:
Комментарий:


 Зритель [23.09.2003, 14:48]
Уважаемые господа! Вместо того, чтобы заниматься ерундой( Вы купили колбасу за 100рублей, но она Вам не понравилась, что-то она тянет на колбасу за 60 рублей)лучше помогите больницам. Видимо совсем Вы оторваны от мира.В культуру лучше не "лезь- те". Зритель.


[1]    Выскажите свое мнение об этой публикации

© Фонд научных исследований «Прагматика культуры»
Разработчик | Карта сайта