Борис Гройс "Искусство утопии"

гройс

Фонд «Прагматика культуры» и издательство «Художественный журнал» выпустили очередную книгу, адресованную читателям, интересующимся русской культурой 20-го века. В свет вышел сборник работ Бориса Гройса под общим названием «Искусство утопии», состоящий из монографии «Gesamtkunstwerk Сталин» и ряда статей.

Выпущено при поддержке: Регионального Благотворительного Общественного Фонда содействия современному искусству «Художественный проект», Фонда Форда, Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.

Борис Гройс (р. 1947) закончил философский факультет Ленинградского государственного университета. В 1981 году эмигрировал в Западную Германию, после чего его имя почти на 10 лет исчезает со страниц русскоязычных изданий. В Германии Гройс становится профессором философии и теории медиа в Высшей школе дизайна города Карлсруэ (Германия). Там же в Германии Гройс создает свои наиболее известные работы: «Gesamtkunstwerk Stalin» (Munchen, 1988) и «Unter Verdacht. Eine Phanomenologie der Medien» («Под подозрением. Феноменология медиа», Мunchen, 2000), принесшие ему славу одного из наиболее авторитетных в Европе интерпретаторов современной художественной культуры. В 1993 году «Gesamtkunstwerk Stalin» выходит на русском языке и тут же становится библиографической редкостью. Через десять лет фонд «Прагматика культуры» подготовил к изданию и выпустил эту работу Гройса еще раз, сопроводив ее рядом интересных статей автора.

Термин «Gesamtkunstwerk», оставшийся в русском тексте без перевода, впервые вводит композитор Рихард Вагнер, понимая его как интегрированное (в опере — музыка, текст, актерская игра и сценография) произведение искусства, воздействующее одновременно на все чувства зрителя. По мнению Гройса, в современной терминологии наиболее адекватно понятие «Gesamtkunstwerk» передается термином «мультимедиальность», означающим использование разных медиа в рамках одного произведения искусства. Гройс понимает советскую действительность как единую мультимедиальную инсценировку, как тотальное произведение искусства, способное полностью поглотить, интегрировать в себя своего зрителя.

Центральной проблемой «Gesamtkunstwerk Сталин» является сопоставление идеологических установок русского авангарда начала 20-го века и социалистического реализма, официально принятого в качестве художественного метода в советской литературе. На первый взгляд, тема довольно избитая. Однако Гройс нашел возможность взглянуть на историю с совершенно иной точки зрения. Он убедительно доказывает, что соцреализм имеет практически те же идеологические установки, что и авангард, более того, соцреализм есть во многом продолжение идей авангарда. Гройс подкрепляет это утверждение сравнительным анализом художественных манифестов авангардистов и программой советских писателей, принятой на первом съезде Союза писателей СССР. По мнению автора, «соответствующие различия <в идеологии авангарда и соцреализма> возникли не в результате отказа от авангардистского проекта, а в результате его радикализации, к которой сами авангардисты были не способны». Деятели авангарда считали, что художник должен не столько описывать природу, сколько организовывать ее или даже строить заново. Именно этим стремлением Гройс объясняет массовую поддержку, оказанную авангардистами революции и их последующий поход во власть. Таким образом, создав государственные творческие союзы и допустив писателей, композиторов и художников, пусть даже номинально, к законодательной власти, Сталин довел это стремление до логического завершения. Трудно спорить с тем, что «в качестве партийного бюрократа советский художник есть более творец новой действительности, нежели у себя за мольбертом».

Гройс не скрывает, что многие суждения в «Gesamtkunstwerk Сталин» носят полемический характер, по его словам, «они отстаивают определенное понимание искусства и творчества определенных художников». Однако, независимо от согласия или несогласия с точкой зрения автора, любой читатель, взявший в руки новую книгу Бориса Гройса, несомненно, доставит себе несколько часов настоящего интеллектуального удовольствия.

оставить комментарий   версия для печати