Фонд «Прагматика культуры» и издательство «Художественный журнал» выпустили очередную книгу, адресованную читателям, интересующимся русской культурой
Выпущено при поддержке: Регионального Благотворительного Общественного Фонда содействия современному искусству «Художественный проект», Фонда Форда, Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.
Борис Гройс (р. 1947) закончил философский факультет Ленинградского государственного университета. В 1981 году эмигрировал в Западную Германию, после чего его имя почти на 10 лет исчезает со страниц русскоязычных изданий. В Германии Гройс становится профессором философии и теории медиа в Высшей школе дизайна города Карлсруэ (Германия). Там же в Германии Гройс создает свои наиболее известные работы: «Gesamtkunstwerk Stalin» (Munchen, 1988) и «Unter Verdacht. Eine Phanomenologie der Medien» («Под подозрением. Феноменология медиа», Мunchen, 2000), принесшие ему славу одного из наиболее авторитетных в Европе интерпретаторов современной художественной культуры. В 1993 году «Gesamtkunstwerk Stalin» выходит на русском языке и тут же становится библиографической редкостью. Через десять лет фонд «Прагматика культуры» подготовил к изданию и выпустил эту работу Гройса еще раз, сопроводив ее рядом интересных статей автора.
Термин «Gesamtkunstwerk», оставшийся в русском тексте без перевода, впервые вводит композитор Рихард Вагнер, понимая его как интегрированное (в опере музыка, текст, актерская игра и сценография) произведение искусства, воздействующее одновременно на все чувства зрителя. По мнению Гройса, в современной терминологии наиболее адекватно понятие «Gesamtkunstwerk» передается термином «мультимедиальность», означающим использование разных медиа в рамках одного произведения искусства. Гройс понимает советскую действительность как единую мультимедиальную инсценировку, как тотальное произведение искусства, способное полностью поглотить, интегрировать в себя своего зрителя.
Центральной проблемой «Gesamtkunstwerk Сталин» является сопоставление идеологических установок русского авангарда начала
Гройс не скрывает, что многие суждения в «Gesamtkunstwerk Сталин» носят полемический характер, по его словам, «они отстаивают определенное понимание искусства и творчества определенных художников». Однако, независимо от согласия или несогласия с точкой зрения автора, любой читатель, взявший в руки новую книгу Бориса Гройса, несомненно, доставит себе несколько часов настоящего интеллектуального удовольствия.