о нас
персоналии
сми о нас


проекты
издательство
кафедра


книга
термины
Имхонет


исследования
аналитика
ссылки

Ухудшающий отбор в культуре

Ситуация, в которой некачественная продукция становится нормой, а качественная – исчезает. В природе эта тенденция не встречается, там действует правило «естественного отбора» – сильные выживают, слабые вымирают. Однако в культуре происходит обратное.
Внешне проявляется в том, что хорошие культурные продукты вытесняются суррогатами и теряются в их массе. Причина проста: делать качественно, значит нести большие издержки. Проще и дешевле сделать некачественную вещь. В итоге добросовестные производители, несущие значительные издержки, покидают рынок—они не могут конкурировать с ценой, по которой предлагаются плохие товары. Уходит и часть покупателей, уставших «нарываться» на халтуру. На рынке остаются лишь лукавые продавцы и несведущие покупатели.
Благоприятной средой для возникновения является информационная асимметрия, когда поставщик знает о качестве своего продукта, но не информирует покупателя. В этой «мутной воде» хорошо размножаются плохие товары, а потребители натыкаются на них вслепую.
Противоядием от может стать новая бизнес-модель, в которой продуктом будут не сами культурные блага и не реклама, а информация о качестве произведений. Речь идет о создании нового института вовлечения аудитории культуры в процесс оценивания воспринимаемого качества произведений и о создании соответствующей электронной расчетной площадки, своего рода «культурной биржи». Это позволит включить эффект масштаба во благо потребителя и излечить болезнь издержек ручной аттестации искусства. Если наладить быстрый обмен оценками, то издержки проб разделятся между потребителями.


 

in english
контакты

ИСКАТЬ