Система, при которой потребители могут сигнализировать о качестве продукта, поручая профессиональному оператору начислить или списать деньги с их персональных счетов.
Так накапливается библиотека откликов потребителей-экспертов. Если кого-то интересует оценка продукта, он сопровождает запрос своими собственными оценками.
У клиента появляется возможность задать свои критерии. И в ответ он получает автоматическую выборку оценок нового для него продукта, но выборку не тотальную, а персональную – в строгом согласии с введенными им самим критериями. По этому запросу отбираются оценки только тех экспертов, кто прошлом совпал с оценками, введенными клиентом.
В новой бизнес-модели продуктом будут не сами культурные блага и не реклама, а информация о качестве произведений. Речь идет о создании института вовлечения аудитории культуры в процесс оценивания воспринимаемого качества произведений и о создании соответствующей электронной расчетной площадки, своего рода «культурной биржи». Это позволит включить эффект масштаба во благо потребителя и излечить болезнь издержек ручной аттестации искусства. Если наладить быстрый обмен оценками, то издержки проб разделятся между потребителями.