Отдельная платежная система для участников культурного обращения.
Традиционные деньги для оценок творческих продуктов не вполне пригодны. Во-первых, социальные группы с разными доходами по-разному ценят деньги. Во-вторых, в денежных расчетах люди вынуждены учитывать большой набор разноплановых факторов и считаться с ресурсными ограничениями. Прообразом «вторых» денег могут стать дисконтные карты, открывающие клиентам клубный доступ. Главным в такой системе будет возможность индивидуализированной и автоматизированной регистрации платежей. При введении «вторых» денег потребитель будет давать наиболее точный отклик, поскольку ему предстоит расстаться с реально принадлежащим ему ресурсом. Только в этом случае цены в культуре станут отражать баланс дифференцированного по качеству спроса и предложения. Кроме того, при включении механизма «дооценки» символических ценностей интенсифицируется перекачка средств в культуру, и совокупное богатство должно перераспределиться в пользу владельцев символического капитала.